ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
СССР
4.10.2023
Россия
к списку
Уничтожать фашистскую авиацию на ее аэродромах
Взаимная выручка в бою – долг советского воина. Помогай товарищу огнем, штыком и гранатой, а он поможет тебе. Никогда не оставляй товарища в беде. В воздухе так же, как и на земле, идут ожесточенные битвы с врагом. Однако господство в воздухе завоевывается не одними воздушными схватками, как бы горячи они ни были. Враг выйдет из боя, отсидится на аэродромах, чтобы потом повторить свои вылазки. Значит, надо бить его не только в воздухе, но и на земле.

Смелые нападения на фашистские аэродромы и авиабазы выводят из строя десятки немецких самолетов и экипажей. Стремительными налетами наших истребителей, пикирующих и скоростных бомбардировщиков за дни войны уже уничтожено на вражеских аэродромах около 2.500 самолетов различных типов и марок. И эта цифра растет с каждым днем.

Не так давно на один из участков Северо-западного направления прибыл авиационный корпус «Рихтгофен». Прошло немного времени, и фашистская авиагруппа под ударами летчиков части майора Груздева потеряла 74 самолета. Эти машины были разбиты или сожжены, не успев подняться с земли.

Враг боится появления наших самолетов над его аэродромами. Он хитрит и изворачивается, маскирует свою материальную часть, охраняет ее зенитками. Чем больше предосторожностей принимает враг, тем продуманнее, смелее и энергичнее должен быть каждый наш удар по его базам. Воздушная разведка – большое дело. Действуя незаметно для неприятеля, нужно точно установить, где находятся его самолеты, где расположен личный состав и боеприпасы, определить скрытые подходы к обнаруженному аэродрому, выбрать удобное время для атаки. А затем – внезапный удар с воздуха всей огневой мощью.

Не медлить ни секунды, быть точным в расчетах, умело комбинировать атаки истребителей и бомбардировщиков – такова задача. Нужно так бить по аэродрому, чтобы ни одна вражеская машина не поднялась в воздух.

Спасаясь от поражения, враг кочует с одной посадочной площадки на другую, старается отвратить удар устройством ложных аэродромов. Поэтому каждый экипаж, пролетающий над территорией врага, должен отыскивать фашистские аэродромы, проявляя инициативу и военную сметку. Надо тщательным наблюдением с воздуха отличать действительные аэродромы от ложных, боевые самолеты от макетов, фальшивые сооружения от настоящих. Выслеживать фашистов в воздухе при их возвращении на свои площадки и действовать так, как на-днях действовала эскадрилья бомбардировщиков капитана Сысоева. Увязавшись «в хвост» группе «Юнкерсов» и оставаясь незамеченным, капитан и его люди в течение часа шля за ней над вражеской территорией. А когда фашисты пошли на посадку, открыв свой аэродром, эскадрилья Сысоева в несколько минут уничтожила пятнадцать вражеских бомбардировщиков и четыре истребителя.

Правильно выбранное время атаки – половина успеха. Врага нужно застать врасплох, когда его самолеты только, что возвратились с полета и стоят без горючего, когда по условиям погоды он не может взлететь с раскисшего аэродрома или когда он, готовясь к вылету, подвешивает бомбы. Точно в такой момент появилась однажды над фашистским аэродромом эскадрилья капитана Дятлова. На земле стояли немецкие «Ю-88» и «МЕ-109». Удар был настолько неожиданным, что ни один самолет врага не успел взлететь. Свыше тридцати машин сгорело и было разбито осколками бомб на этом аэродроме.

Фашистская авиация терпит большой урон в ожесточенных воздушных боях и на аэродромах. Это значит, что немцы теряют не только материальную часть, но и летный состав. Они вынуждены сажать на самолеты менее подготовленных летчиков. Захваченные документы, показания пленных и весь опыт последних боев свидетельствуют, что новые германские летчики не обладают большим опытом ночного и слепого самолетовождения. У нас есть все возможности бить их на земле в плохую погоду и ночью, когда они отсиживаются на своих базах. Надо только хорошо разведать аэродром врага и организовать ночную атаку так, чтобы бомбы метко попадали в цель.

Ночью особенно эффективны эшелонированные удары. Первая группа машин зажигает «костры» во вражьем гнезде. Они служат отличными ориентирами штурманам последующих эшелонов. Так было при ночном налете на фашистский аэродром, совершенном частью майора Чкалова. Четыре раза в течение ночи приходили сюда звенья советских бомбардировщиков. Они сожгли более полутора десятков фашистских самолетов, взорвали склад боеприпасов, уничтожили горючее.

Организуя удар по фашистскому аэродрому, всегда нужно помнить, что враг может оказать сопротивление как своими зенитными средствами, так и патрулями истребителей. В правильном распределении сил штурмующей группы – залог успеха. В этих случаях часть самолетов должна подавлять точки врага, а специально выделенные экипажи – отражать возможные атаки неприятеля с воздуха. Тогда основная группа выполнит задачу без помех и сумеет полностью разгромить цель.

Наши советские самолеты хорошо приспособлены для налетов на вражеские аэродромы. Бортовое и бомбардировочное вооружение позволяет экипажам применять разные средства воздействия на. врага: уничтожать его машины бомбами и зажигательными пулями, портить взлетные полосы фугасными бомбами, истреблять осколками живую силу.

Надо только еще настойчивее разведывать, отыскивать фашистские аэродромы и всякий раз правильно нацеливать удар. Это позволит нашим авиационным частям и соединениям наносить еще больший урон ненавистному врагу, день ото дня ослабляя его авиацию. Следует помнить, что каждый успешный налет на аэродром врага приближает нашу победу.

Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^