ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
СССР
4.10.2023
Россия
к списку
Действия танков
Советское Информбюро сообщило о крупном ударе, нанесенном по танковым частям небезызвестного генерала Гудериана, обоснователя тактики бронетанковых войск гитлеровской Германии. В боях на Брянском направлении советские наземные войска совместно с авиацией уничтожили до 500 немецких танков – две трети танков Гудериана.

Немецкий «теоретик» танковой войны получал один удар за другим. Несколько раз менял он направления, стремясь, невидимому, заставить нас бросить основные силы туда, где обозначилось наступление, а в это время ударить по ослабленному месту фронта. Но все было тщетно. Повсюду враг встречал решительный отпор.

В одном районе 4-я танковая дивизия Гудериана оказалась оторванной от своей пехоты и находилась под угрозой окружения. Гудериан быстро отступил.

Через некоторое время, собравшись с силами, он, повидимому, снова решил прорвать фронт и захватить город Брянск. Судя по количеству людей и вооружения, уничтоженных нашими частями в разгоревшихся новых боях. Гудериан располагал значительными силами танковых и мотомеханизированных войск. Но и на этот раз наступление противника не явилось неожиданностью и не застало наши части врасплох.

Сильный об'единенный удар танкового соединения, стрелковых частей и авиации Красной Армии опрокинул расчеты немецкого командования. Одно только соединение полковника Иванова, хотя оно находилось в окружении, уничтожило 82 танка 17-й немецкой танковой дивизии, 47 орудий, более 2.000 солдат и офицеров и разгромило три вражеских штаба.

Тактика немецких войск, в частности танковых, во многом основывается на внезапности ударе. Немцы пытаются своим неожиданным появлением ошеломить противника, внести в его ряды панику и растерянность бурным темпом наступления.

Но мы уже научились противопоставлять внезапности действий врага внезапные и мощные действия наших частей. При этом большое значение приобретает хорошо поставленная, смелая и точная разведывательная работа. Если мы заранее знаем, откуда придет враг, каковы его силы, то никакой неожиданности в его появлении для нас уже не будет. Напротив, внезапным окажется для него разящий огонь наших танков.

В последнее время при наступлении на нашу линию обороны немецкие танки стремятся действовать преимущественно мелкими группами – в составе роты, до батальона и очень редко больше. Это дает им большую гибкость в управлении, позволяет маневрировать огнем и гусеницам и обеспечивает возможность быстро перестраиваться из одного боевого порядка в другой. Но в то же время это уменьшает силу удара танковых войск.

Лишь изредка, не добившись успеха действиями мелких групп, немецкое командование сосредоточивает более крупные силы для лобовой атаки, для главного удара, в котором участвует уже большое количество подвижных сил, до нескольких танковых дивизий, как это наблюдалось, например, на Брянском направлении.

Встретив крепкий отпор при попытке атаковать фронт в лоб, противник начинает искан, место, где можно было бы обойти наши части и получить возможность продвигаться дальше. Тапки противника обтекают оборону с флангов и выходят в тыл нашим частям.

Темпы движения немецких танков стали более медленными. Почти не наблюдается прежних глубоких «клиньев». Это об'ясняется тем, что немецкие танковые части теперь менее решительно, чем в первое время войны, отрываются вперед от своей пехоты. Они предпочитают действовать в самом тесном взаимодействии с ней, при сильной артиллерийской и минометной стрельбе, при поддержке авиации.

* * *

Современный бой оглушителен. Бьют тяжелые орудия, рвутся бомбы, стреляют минометы и пулеметы, с небольшой высоты штурмует авиация, танки крошат и подминают под себя все, что встречается на пути. Подбитые танки взлетают в воздух и потом с шумом рушатся на землю. Человеческие голоса теряются в этом грохоте. Не слышно порою и шума самолетов.

Танкисты не превращают боя и ночью. С наступлением темноты для обозначения цели и управления огнем используются трассирующие снаряды и пули, а также радио. Ночные бои проводить сложнее, но при умелой организации они дают большой эффект.

Подпустив врага на близкую дистанцию, советские танкисты открывают огонь. При чем стараются бить по передним танкам и хвосту колонны. Машины, оказавшиеся в середине, начинают беспомощно метаться. Куда бы они ни бросились, они везде натыкаются либо на свои же разбитые и горящие танки, либо на наш сокрушительный огонь.

Нередко танки ходят в лобовую атаку. Недавно на одном из участков фронта мы наблюдали лобовую атаку немецкого и советского танков, которые, как потом выяснилось, носили один и тот же номер – 235. Оба танка были прострелены.

Когда использованы уже все средства борьбы, когда нет больше боеприпасов, а враг еще недобит, советские танкисты, так же, как и наши славные летчики, идут на таран. Известно, что на таран может пойти только человек большой силы воли, отлично владеющий своей машиной. Этими качествами как-раз и обладают советские танкисты.

Немецкие танкисты действуют решительно, когда встречают слабое сопротивление. При встрече же с нашими мощными танками они держатся иначе. Кстати сказать, среди немецких трофейных танков стали попадаться французские и чехословацкие марки.

Недавно был такой случай: во время боев с гудериановскими частями 22 танка противника прорвались через фронт. Навстречу им вышли советские танки. С первых же выстрелов наши танкисты подбили 4 вражеских машины; остальные отпрянули назад. Экипаж одного из горящих танков попытался выскочить наружу. Первым высунулся башенный стрелок. Голова его моментально отлетела далеко в сторону, а туловище так и осталось в танке. Видевшие это немецкие танкисты повернули вспять.

Как правило, впереди смешанной немецкой танковой колонны идут тяжелые танки, которые принимают на себя основной удар. К ним прицеплены противотанковые орудия. Затем идут легкие танки, транспортные машины с пехотой и мотоциклисты.

Для того, чтобы отцепить и привести в боевую готовность противотанковые орудия, врагу нужно но менее 3-4 минут. Эти минуты и могут быть использованы нашими танкистами при внезапных ударах.

Противотанковые батареи, которыми прикрываются немецкие танкисты, преодолимы. Нужны для этого умелая организация разведки и правильное сочетание огня и маневра.

Большей частью танки движутся впереди пехоты, расчищая ей путь. Но бывает и так, что пехота прорывается вперед, и уже следом за пехотой, быстро обгоняя ее, вступают в бой танки, которые подавляют огневые точки в глубине обороны.

Противник часто пытается затянуть наши танковые части в болота, на заминированные участки, в лощины. В боях на Брянском направлении был случай, когда группа немецких танков, примерно до 20, была выставлена на приманку в одной лощине. Танки были замаскированы, но так, чтобы их было видно. Расчет был простой: когда наши танки станут спускаться в лощину, обрушиться на них огнем противотанковых орудий с флангов. Но командир нашей танковой части полковник Юдин своевременно разгадал маневр врага. Группа немецких танков была уничтожена. Уничтожены были и противотанковые орудия, которые обнаружились во время этого боя.

Противник технически крепко оснащен. Он прибегает к различным провокациям и каверзам. Однако советские танковые части при активной поддержке пехоты не только противостоят немецким противотанковым частям, но и наносят им сильные удары. Об этом ярко свидетельствует удар, нанесенный по танковой группе генерала Гудериана.

^