По шоссе промчалось несколько грузовиков с красноармейцами. Из-под глубоких капюшонов плащ-палаток виднелись темные каски. Машины торопятся на фронт. По обочинам движутся крестьянские подводы. Это колхозники возвращаются с брянского базара.
Вот и город. Он раскинулся на возвышенности и виден издалека. Большие мосты, длинные насыпи. По ним тоже идут автомашины.
Проезжаем мост. На нем табличка: «Имени Игната Фокина». Это брянский рабочий, погибший в Октябрьскую революцию. Рядом с мостом несколько маленьких домишек разбито фашистскими бомбами.
Враг рвался к Брянску изо всех сил. Немецкий генерал Гудериан собирался не только захватить Брянск, но отсюда двинуться и на Москву.
Лейтенант Горбах – штабной офицер при Гудериане – писал еще 21 августа, что скоро он будет в Москве.
«Мы сомкнем через Брянск и Тулу за Москвой последнее кольцо вокруг Советов, – писал Горбах какому-то «господину директору». – Вы будете, очевидно, удивлены, что я вам все так открыто рассказываю. Но этo действительно так, и когда Вы получите это письмо, все то, о чем я пишу, станет действительностью».
Действительность жестоко обманула и Горбаха, и «господина директора», и самого Гудериана, оставившего под Брянском до 500 разбитых танков.
Жители Брянска мужественно перенесли налеты фашистских стервятников. Следы бомбардировок видны на центральных улицах – среди жилых домов.
Проезжающие бойцы говорят про себя:
– Отомстим мерзавцам!
По улицам шагают брянские рабочие с винтовками за плечами. Народные ополченцы и бойцы истребительного отряда охраняют родной город. Их лица суровы и спокойны.
Жизнь в городе течет нормально. Работает хлебозавод. Открыты продовольственные магазины, столовые, бани, почта и телеграф. В жилищном управлении выдают ордера на комнаты тем, кто остался без крова. В городском совете идет речь о восстановлении поврежденных зданий, о расширении торговой сети.
На Брянском железнодорожном узле дымят паровозы, стучат молотки в депо. Дежурный принимает и отправляет поезда. В комнате толпятся кондуктора с сундучками, готовые отправиться в очередной рейс.
Немцев в Брянске не было ни 3 сентября, ни раньше, ни позже. Части Красной армии отбросили их далеко от Брянска.