Переключение дела военного обучения на государственные рельсы позволило покончить с любительским подходом к овладению военными знаниями, с кустарщиной, которая порой имела здесь место. Обязательность обучения, его систематичность, тщательный подбор командно-политических кадров, хорошая организация материальной базы, а главное, приближение учебы к условиям фронтовой обстановки, – все это обеспечило усвоение бойцами действительно необходимых на войне званий, действительно того, что пригодится на линии огня и выручит в трудную минуту боя.
Начавшиеся сейчас во многих подразделениях всевобуча зачетные испытания показывают, что бойцы, как правило, неплохо освоили материальную часть, приобрели определенные знания в саперном и инженерном деле, имеют представление о тактике современного боя. Они приобрели воинскую выправку, физически закалились, научились действиям на лыжах, умеют маскироваться, получили элементарные командные навыки, что позволит им в случае нужды заменить выбывшего из строя младшего командира. Боец всевобуча уже не будет новичком в армии. Обстрелянный в первых боях, он смело и решительно будет итти на решающие схватки с врагом, не отступит перед трудностями, не растеряется.
Именно таким и должен быть боец Красной Армии – бесстрашным, отважным, умелым. И сейчас, когда проходят зачетные испытания, ни один командир не должен, не имеет права делать каких-либо скидок, какого-либо послабления. Только боец, твердо усвоивший 110-часовую программу, может считаться прошедшим обязательное военное обучение и закончившим его. Вот почему заключительный этап всевобуча должен быть использован прежде всего для устранения из'янов в подготовке каждого отдельного бойца, пусть даже самых незначительных. Это тем более необходимо, что в некоторых местах недостатки в организации обучения уже обнаружились.
Недавно, например, происходили проверочные испытания в первой роте батальона железнодорожников Марийского узла (Туркмения). На этих испытаниях бойцы первого взвода показали прекрасные знания, и каждому из них комиссия смогла поставить оценку не ниже «хорошо», признав успеваемость большинства бойцов отличной. А во втором взводе той же роты ряд бойцов оказался неподготовленным к испытаниям. Так, тт. Журынкин, Киваев, Фролов и Мартыненко нетвердо знали материальную часть винтовки, давали неуверенные, путанные ответы. И комиссия по достоинству выставила им оценку «плохо». Оказывается, в этом взводе бойцы часто пропускали занятия, а командиры не обращали на это внимания, не подтянули вовремя недисциплинированных бойцов, не организовали дополнительных занятий. В городе Фергане, где также начались проверочные испытания и где подавляющее большинство бойцов показывает отличные результаты, есть, например, ватная фабрика, где до самого последнего времени на занятия приходит не больше 40 проц. состава обучающихся. Что это, как не прямое нарушение государственной дисциплины? Или руководители фабрики и командиры подразделений забыли, что всевобуч не забава, и пренебрегли своим правом строго наказывать манкирующих, вплоть до привлечения их к судебной ответственности?
Руководители предприятий, которые несут – на ряду с военкоматами – всю полноту ответственности за организацию всевобуча, в большинстве правильно поняли свои задачи и оказывают военному обучению всестороннюю поддержку. Находятся, однако, и такие директора предприятий, которые ошибочно решили, что оказав на первых порах поддержку всевобучу, они теперь могут отойти в сторону, – пусть-де военным обучением занимаются только военкоматы. Это – неправильная, антигосударственная точка зрения. Приводит она к тому, что в Куйбышевском паровозном депо, например, до сих пор не оборудован как следует учебный пункт, бойцов нередко в часы занятий задерживают на производстве. Все это, разумеется, не может не сказаться на качестве обучения.
В настоящее время, на заключительном этапе обучения первой очереди бойцов всевобуча, крайне важно обеспечить успешное завершение программы каждым из них. Об'единенными усилиями руководителей предприятий и командиров подразделений надо организовать дополнительные занятия, консультации, товарищескую взаимопомощь. Это позволит бойцам, не усвоившим тех или иных разделов программы, наверстать упущенное и с честью сдать испытания.
Успешно завершая первый этап всевобуча, нужно уже теперь готовиться к организации обучения второй очереди бойцов. Победы доблестной Красной Армии на фронтах отечественной войны ни в ком ни на одну минуту не должны вызвать благодушия, успокоенности, не могут послужить поводом для ослабления внимания к всевобучу. Откатываясь под ударами наших войск, враг все же рассчитывает, что к весне он сумеет предпринять новые авантюры. Так же хвастливо, как летом гитлеровская банда заявляла о том, что она-де покончит с Красной Армией в течение шести недель, немцы утешают себя теперь тем, что «после зимы будет весна». Новые расчеты врага мы должны опрокинуть во что бы то ни стало, как опрокинули его первые бредовые планы. В 1942 году фашистская свора должна быть полностью разгромлена. Выполнение этой задачи потребует новых пополнений, которые паша великая страна, в отличие от гитлеровской Германии, может подготовить. Отсюда очевидно огромное значение нового этапа всевобуча.
Обучение второй очереди бойцов может быть организовано еще более тщательно, еще квалифицированнее. Ведь теперь есть уже повсюду большой опыт, уже имеется сложившаяся материальная база, которую на первых порах приходилось создавать непосредственно в ходе учебы. Наконец, теперь бойцов будут обучать командиры, обогащенные военно-педагогическим опытом; каждый из них за прошедшие месяцы освежил и значительно пополнил ранее приобретенные знания. В организации учебы, как и прежде, руководящим должен быть принцип максимального приближения ее к боевым условиям – закалять бойца, воспитывать в нем мужество и смелость, готовить его к невзгодам и трудностям фронтовой жизни. «...Война не игрушка, а очень тяжелое испытание. Не случайно, что на войне человек так быстро из зеленого юноши превращается во взрослого мужа, в борца. На войне человек за один или несколько месяцев переживает то, что в мирное время не переживается и за десять лет, а может быть, за одно сражение он переживает то, что не переживает и за полжизни. К этому надо быть готовым» (М. Калинин). К серьезным испытаниям в боях за родину должен быть готов каждый гражданин СССР – боец всевобуча.