ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
4.12.2022
Москва
к списку
Авиация в наступлении
(Из опыта боевых операций на северо-западном фронте)
Наступательным действиям Красной Армии на Северо-Западном фронте активно помогала советская авиация, громившая передний край обороны противника, его подходящие резервы и коммуникации. За время своего наступления наши части освободили от врага сотни населенных пунктов и в том числе ряд городов, как Селижарово, Андреаполь, Торопец, Холм, Западная Двина в другие.

В этих наступательных операциях всю свою боевую работу авиация строит в тесном взаимодействии с наземными войсками. Авиачасти наносят свой удар именно туда, где этого требуют общевойсковые интересы.

Следует особо выделить участие наших военно-воздушных сил. При взятии городов Селижарово, Андреаполь, Торопец и Холм, где противник создал мощную систему инженерно-оборонительных сооружений, рассчитывая остановить на этих рубежах наступающие войска Красной Армии. Для того, чтобы избежать лишних потерь, наше командование начало обход и блокирование указанных пунктов. В то же время авиация подавляла огневые точки фашистов, громила укрепления, имея целью взорвать неприятельские узлы изнутри и открыть к ним дорогу нашей пехоте. Удары наносились методически днем и ночью. Опасаясь полного окружения, немцы оставили в укрепленных пунктах свои гарнизоны и начали поспешно эвакуировать в тыл военное имущество и технику. Тогда наша авиация получила задние бить по отходящему противнику, отрезать ему пути отступления.

Упорные бои шли за овладение городом Селижарово, являвшимся ключем к важным стратегическим пунктам врага. Немцы прикрыли его кольцом мощных оборонительных точек. Наиболее прочно фашисты закрепились в пункте В., захват которого в значительной степени облегчал дальнейшее наступательные действия Красной Армии. Пункт В. удерживала отборная немецкая часть, располагавшая достаточным количеством вооружения и боеприпасов для длительного и упорного сопротивления. Взять этот пункт лобовыми атаками с земли было трудно. На помощь пехоте была брошена авиация. В течение пяти ночей наши легкие бомбардировщики 112 раз атаковали фашистское укрепленное гнездо, изматывая и уничтожая живую силу врага. Сотни бомб сбросили наши соколы на позиции немцев. Не выдержав огневых налетов советской авиации, фашисты начало постепенно отходить. 21 января утром остатки фашистских войск бежали из укрепленного узла В., оставив там много трупов и снаряжения.

В операции по захвату Селижарова прекрасно зарекомендовала себя наша легкомоторная авиация. Боевой опыт убедительно показал, что легкие самолеты, используемые обычно для вспомогательных целей, могут с успехом применяться для ответственных боевых заданий и притом с большим эффектом. Базируясь непосредственно вблизи линии фронта, подразделения легкомоторной авиации могут производить максимальное количество вылетов и держать, таким образом, противника под постоянным огневым воздействием. Легкие самолеты не требуют при этом специальных аэродромов и могут действовать даже с малопригодных посадочных площадок

Характерно, что мы почти не имели потерь в легкомоторной материальной части. Объясняется это большой живучестью и малой уязвимостью легких самолетов. На них можно летать в самую неблагоприятную погоду. К сожалению, кое-где такие преимущества недооцениваются и легкие самолеты используются до сих пор на сугубо «мирной» работе.

Наступательные действия наших войск совпали с ухудшением метеорологической обстановки. Частые снегопады сменились туманами, что еще больше осложнило действия авиационных частей. Сейчас ударили сильные морозы, но наши летчики и техники с честью выдерживают все испытания: материальная часть находится в образцовом состоянии, всегда готова к вылету. Не было еще дня, чтобы наши самолеты не вели боевой работы. Более того, интенсивность эксплуатации материальной части по сравнению с другими месяцами, благоприятными в смысле погоды, даже несколько возросла.

За короткое время наши летчики, поддерживая наступление наземных войск, совершили около 2.000 самолето-вылетов. Отрадно отметить что свыше 400 вылетов сделано ночью. Не довольствуясь коротким зимним днем, наши летные части широко начинают использовать для боевых действий темное время суток.

Из всего числа самолето-вылетов большая часть приходится на истребителей, причем истребители преимущественно действуют теперь по отходящим войскам противника, штурмуя его колонны, а также прикрывая с воздуха наступление своих частей. Если раньше, в первые месяцы войны, наша истребительная авиация, находясь в обороне, контролировала главным стразом свой тыл и прифронтовую полосу, то сейчас, в связи с наступлением, характер боевой деятельности истребительной авиации, как и бомбардировочной, существенным образом изменился.

Наступательные действия наземных частей предполагают усиление воздушной разведки. С этой целью мы ведем разведку всеми без исключения самолетами. Мы обязываем каждый экипаж при выполнении боевого задания заниматься разведкой.

Наряду с поддержкой своих наземных частей наши военно-воздушные силы ведут активную борьбу с авиацией противника как в воздухе, так и на земле, – на аэродромах ее базирования.

Переходя к характеристике воздушного противника, следует прежде всего отметить, что активность немецкой авиации за последнее время снизилась. Если раньше, особенно в первые месяцы войны, фашисты широко практиковали массовые воздушные налеты, то сейчас они действуют небольшими группами и одиночными самолетами. Изменился и характер деятельности вражеской авиация. Теперь фашистские летчики сравнительно редко появляются в нашем тылу. Они ведут свои действия преимущественно в районе линии фронта и прикрывают войска и военные объекты на своей территории. Это, объясняется, по-видимому, следующими причинами. Во-первых, немцы пытаются раньше всего прикрыть с воздуха свои отступающие войска и тем самым ослабить натиск Красной Армии. Во-вторых, германские военно-воздушные силы, как и другие рода войск, порядком потрепаны. В-третьих, зимние условия ограничивают эксплуатацию немецкого самолето-моторного парка.

Любопытно отметить налет германских бомбардировщиков на наши артиллерийские позиции, имевший место 15 января в районе М. Пытаясь спасти свои войска от губительного огня советских артиллеристов, немцы бросили на этот участок фронта 18 самолетов. Что же это были за самолеты? Из 18 Мишин 15 или 16 принадлежали к типу «Хеншель-126», и остальные два или три самолета являлись «Юнкерсами-88». Налет был отбит.

Как видим, немцы сейчас не имеют возможности посылать на подобные операции по нескольку десятков своих наиболее современных самолетов, как они делали это раньше. Правда, на отдельных участках фронта появлялись новые немецкие истребители «Мессеошмитт-115», но это были самолеты одиночки.

Располагая ограниченным количеством боевой авиации, противник старается компенсировать этот недостаток беспрерывно маневрируя и изменяя тактику. Так, немцы часто концентрируют свои самолеты на одном каком-либо важном для них в данный момент направлении, прикрывая аэродромы базирования тельными зенитными средствами и истребительной авиацией.

Чтобы уменьшить свои потери и в то же время нанести нам наибольший урон, противник идет на такую уловку: для отвлечения внимания советских истребителей немцы пускают на большой высоте свои одиночные истребители, в то время как их бомбардировщики идут на средних и малых высотах.

Нашим летчикам приходится постоянно быть настороже, чтобы быстро разгадывать хитрости врага и уничтожать его.

Недавно пятерка наших истребителей, барражировавшая в районе Л., обнаружила 8 немецких бомбардировщиков, которые под прикрытием 6 истребителей пытались скрытно подойти к одному важному объекту Наши летчики навязали бой одновременно и бомбардировщикам, и истребителям. Бой велся без фигур. Хваленые немецкие летчики, несмотря на свое явное количественное преимущество, потеряв один бомбардировщик, повернули обратно. В тот же день при таком же примерно соотношении сил был сбит еще один фашистский бомбардировщик. Советские летчики потерь не имели, хотя многие из них впервые принимали участие в воздушном бою.

Во время последних наступательных операций авиация нашего фронта уничтожила 18 вражеских самолетов в воздухе и 3 на земле, потеряв в воздушном бою 1 свой самолет

В боях с воздушным противником у наших авиачастей выработалась своя тактика. Они широко используют радио для наведения своих самолетов на цель. Как правило, атаки немецких самолетов производится попарно. Противника обязательно добивают до конца, чтобы не дать ему возможности имитировать падение и безнаказанно выйти из боя.

Наступление Красной Армии заставило нас по-новому решить вопрос о роли и месте в боевой работе авиачастей наших авиационных тылов. Опыт показал, что батальоны аэродромного обслуживания должны, как правило, двигаться не позади, а впереди летных подразделений идти вслед за наступающими наземными войсками. Отступление от этого правила, малейшая потеря мобильности отражается на боевой работе авиачасти. Например, на одном из участков фронта наши наземные части продвинулись вперед на 125 км. В то же время Н-ская авиачасть продолжала базироваться на прежнем аэродроме. В результате истребительная авиация, имеющая ограниченный радиус действия, не смогла оказать полноценной помощи пехоте.

Это положение теперь исправлено. Двигаясь непосредственно за передовыми частями, оперативные группы БАО подготавливают к эксплуатации заранее намеченные аэродромы и создают необходимые условия для бесперебойной боевой работы авиационных подразделений. Аэродромы подбираются с учетом посадки на них различных типов самолетов

Наряду со стационарными посадочными площадками резервируются аэродромы подскока, которые располагаются в непосредственной близости от линии фронта. Аэродромы подскока содержатся в таком состоянии, чтобы их можно было примерно в течение одних суток подготовить для оперативной работы боевой авиации.

Исключительное значение приобретает сейчас связь. От умения быстро, на ходу управлять авиационными частями, во многом зависит успех боевых операций. Вот почему мы тщательно следим за безотказной работой всех средств связи – телеграфа, телефона, радио. Если выходит из строя один вид связи, он немедленно дублируется другим. Это дает возможность вызвать в любое время нужный штаб, быстро поставить боевую задачу, выяснить обстановку.

Наступление Красной Армии на нашем фронте продолжается. Беспрерывными воздушными атаками отважные соколы помогают славным пехотинцам истреблять вшивое немецко-фашистское воинство.

Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Советская авиация в Отечественной войне