Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
24.8.2019 — Россия
вернуться к списку
Советские летчики–истребители
За восемь месяцев войны наши сталинский соколы-летчики прославили себя блестящими делами, бессмертными подвигами. Они ищут боя и навязывают его врагу. В любую погоду, днем и ночью, преодолевая метеорологические трудности, советские летчики – истребители, бомбардировщики, штурмовики – наносят жестокие удары по врагу, уничтожают его живую силу к технику, громят аэродромы, базы, переправы, прерывают коммуникации. Когда иссякают боезапасы, советский летчик идет на таран, обрушиваясь своей машиной на машину врага. Ни в одной авиации мира, кроме советской, не знают тарана как метода воздушного боя! Смелость, бесстрашие, безграничная любовь к родине, готовность отдать жизнь за свой народ, за свою землю – вот отличительные качества советского летчика. Моральное превосходство наших летных кадров в сочетании с непрерывно обогащающейся техникой делает советскую авиацию грозной силой.

В славной и дружной семье советских летчиков истребители занимают одно из самых почетных мест. Они сопровождают свою бомбардировочную авиацию, прикрывают наземные войска, помогая с воздуха их действиям, налетают на вражеские колонны, поливая их огнем пулеметных очередей, патрулируют в районах важных об'ектов, вступают в бой и уничтожают фашистские машины. Наши славные истребители немало потрудились для защиты Москвы, Ленинграда и других центров страны, отбив десятки и сотни налетов вражеской авиации, расстроив планы германского командования.

В публикуемом сегодня Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении четырнадцати командирам Красной Армии звания Героя Советского Союза двенадцать имен летчиков истребителей. Честь и слава героям! Страна гордится их делами. Наша крылатая молодежь учится и будет учиться на примере советских ассов, увенчанных высокой наградой.

Для того, чтобы сделаться первоклассным истребителем, мало быть храбрым. Надо быть человеком огромной выдержки, физической выносливости, догадливым, хитрым, способным быстро оценить обстановку боя и принять ответственное решение. Советские истребители заслуженно пользуются репутацией лучших летчиков-истребителей мира.

Фашистский истребитель, пусть самый квалифицированный, опытный, с большим стажем, полагается только на себя. В минуту опасности он в первую очередь думает о спасении собственной жизни. Недавно уничтоженный на советско-германском фронте немецкий воздушный пират фон Мельдерс – «первый летчик Германии» – был образцом немецкого асса. Утонченно жестокий садист, он приобрел расположение Гитлера и Геринга хладнокровным и бессмысленным расстрелом населения польских, французских, бельгийских и голландских деревень. Он кокетничал тем, что никогда не просил помощи. Но он никогда не шел на выручку немецкому летчику.

Советский истребитель – человек совершенно другого склада. Насколько он морально выше немецкого летчика! Он защищает свою страну и во имя этого святого дела готов в любой момент отдать жизнь. Беззаветно храбрый, горячий, он вместе с тем точен, расчетлив. В нем воспитано чувство слетанности, коллективности, взаимовыручки – то, чего нет и не может быть в фашистской авиации с ее волчьими законами. Фашист Мельдерс ставил себе в особую заслугу, что он «ни с кем не делился самолетом, за которым начинал охоту». А вот советский лейтенант Сельдяков, один из защитников воздушных подступов к столице, начавший во время одного из боев преследование «Юнкерса» и временно потерявший противника из виду, испытал, как он сам говорит, огромное удовлетворение, заметив, что другой летчик – Байков закончил начатое им дело, уничтожил фашистскую машину.

В нашей истребительной авиации индивидуальный бой неотделим от коллективного. Спросите у капитана Неустроева, одного из славных советских ассов Ленинградского фронта, сколько немецких самолетов он уничтожил, и он вам ответит: восемь самолетов сбил лично, шесть – в групповых боях. Капитан Пилютов сбил семерых немцев лично и четырех – в групповых боях. Лейтенант Кондратюк с Юго-Западного фронта – четыре самолета лично и два совместно с товарищами. Таких примеров, когда личный героизм соединяется с замечательным мастерством коллективного боя, можно привести сотни. Они типичны для советской авиации. В этом ее отличительная особенность, один из источников ее грозной мощи.

Ощущение коллектива, безграничная вера в поддержку и помощь товарищей придают советским летчикам-истребителям силы, вливают в них энергию. И они не теряются даже тогда, когда, казалось бы, нет никаких шансов на успешный исход воздушного поединка. Капитан Шишкин, раненый зажигательной пулей и вынужденный сесть в расположении немцев, не был оставлен товарищами на произвол судьбы. Летчик Куприянов сел рядом с подбитым самолетом и поместил Шишкина у себя на коленях (на одноместной машине!). Раненый капитан, нечеловеческим усилием воли превозмогая боль, поднял самолет в воздух и дотянул до родного аэродрома.

Советский летчик-истребитель, в отличие от немецкого, идет в лобовую атаку на врага, многократно превосходящего его в силах. Летчикам Шумилову и Губину, имеющим на своем личном счету по 11 сбитых немецких машин, приходилось драться в одиночку против трех, четырех и даже пяти фашистских истребителей. И наши славные летчики выходили победителями. Пулеметными очередями прошивали они фашистов, хитроумными маневрами разбивали их строй.

Побеждать врага в любой обстановке, в самых трудных условиях – таков лозунг наших истребителей. Сверкающей молнией обрушиваются они на врага, не дают ему покоя, дезорганизуют его ряды, наносят ему тяжелые потери. За первые 6 месяцев войны только на подступах к Москве советские истребители сбили 732 вражеских самолета. За последние полтора месяца эта цифра значительно возросла. Тысячи фашистских автомашин, повозок, десятки тысяч солдат и офицеров уничтожены нашими истребителями. «Когда в воздухе с грозным ревом появляются советские истребители, – показал на допросе пленный немецкий лейтенант Эрих Штреммер, – нам кажется, что сама смерть реет над нашими головами».

Как и вся германская армия, немецкая авиация оказалась неподготовленной к русской зиме, и активность ее в последние месяцы снизилась. Наоборот, советская авиация активно действует на фронте и в немецком тылу, помогая наступлению наземных войск, громя и уничтожая вражеские военные об'екты. Каждый день сводки Информбюро сообщают об успешных действиях советской авиации, в частности истребителей. Каждый день герои-летчики вписывают все новые подвиги в историю отечественной войны.

Гитлеровцы прилагают максимум усилий для того, чтобы приспособиться к условиям зимы. Известно также, что в Германии частью проведены, частью ведутся обширные работы по модернизации самолетов старых марок и по выпуску новых моделей. Весна принесет массовое развертывание воздушных операций, и враг, несомненно, попытается взять реванш за свои зимние неудачи. Нам предстоят серьезные воздушные сражения.

Бить германскую авиацию весной и летом так же, как и зимой! – такова задача сталинских соколов. Весной и летам военно-воздушные силы Красной Армии будут в еще более широких масштабах содействовать операциям наших полков, дивизий и армий. Непроницаемым защитным кольцом окружат они наши важные центры. Ни один вражеский самолет не должен безнаказанно проникнуть в наш тыл! Смерть, гибель, разрушение будут сеять наши летчики в стане врага, не считаясь ни с опасностью, ни с расстоянием.

Нет сомнения, что наши летчики справятся с этой задачей. И в первых рядах героев воздушных пространств будут, как всегда, советские летчики-истребители.

// Известия № 34 (7720) от 11 февраля 1942 г.
^