При допросе Баумгартнер сообщил, что не хочет участвовать в войне против СССР и поэтому решил добровольно сдаться в плен. Немецкий военный летчик изъявил желание в письменной форме сделать следующее заявление:
«Я, лейтенант Герберт Баумгартнер, командир самолета «Хейнкель-111» 27 эскадрильи 4 корпуса 4 воздушного флота, вылетел 4 марта по маршруту Кировоград – Запорожье. Я попросил разрешения у своего начальника – обер-лейтснанта Кляйн – лететь через Сарабуз с тренировочной целью. Такой маршрут я избрал, чтобы перелететь на сторону Красной Армии.
Я убедился, что война против Советской России спровоцирована Гитлером, что Советский Союз никаких злых намерений против Германии не имел. Это начинают сознавать многие немецкие солдаты. В несправедливой, грабительской войне против русского народа участвовать не желаю, и поэтому я решил при первом удобном случае перелететь к русским, что я и сделал.
Мой самолет, с которым я перелетел, находится в полной исправности. Только при посадке сломались винты. Посадку я совершил в открытом поле и повредил себе правую руку. Поэтому свое заявление о том, что кончаю проклятую несправедливую войну, пишу левой рукой.
До войны работал на машиностроительном заводе Обергаммера в Инсбруке, где больше половины рабочих ненавидели фашистов и сочувствовали Советскому Союзу.
Мое решение перелететь на сторону русских является также результатом того влияния, которое оказали в свое время на меня товарищи по заводу, с любовью отзывавшиеся о Советском Союзе, где у власти стоят рабочие и крестьяне.
Я должен сказать, что я был принят очень тепло и радушно. Гитлеровские басни о том, что русские плохо обращаются с пленными, оказались, как и следовало ожидать, сплошной ложью.
Я призываю своих товарищей летчиков лейтенантов Кренса, Лессмайера, старших лейтенантов Вагнера, Ломана, Кляйна и всех немецких летчиков покончить с преступной войной Гитлера против Советского Союза и последовать моему примеру.