– Русский народ никогда не будет стоять на коленях, – писали советские патриоты, выражая мысли и чувства всего нашего народа. Письмо было размножено, верные люди разошлись по колхозам и партизанским отрядам. Письмо обсуждалось в деревнях, в лесных землянках или просто под открытым небом. 3 тысячи человек подписали этот документ. И вот тогда-то у партизан и колхозников возникла мысль организовать красный обоз с продовольствием для героических защитников города Ленина.
Партизанский обоз более чем в 200 подвод благополучно перешел линию фронта. Колхозники передали подарки и вернулись обратно в свои села.
Передаем рассказ начальника обоза – Федора Ефимовича П.
– Трудно рассказать словами, с каким под'емом было воспринято нашими колхозниками предложение послать обоз с подарками для наших дорогих ленинградцев. Сразу же начался сбор продовольствия. Каждый колхоз готовил подарки. И всюду продуктов собирали больше, чем первоначально намечали. Так, в одном селе решили послать 30 подвод – 24 центнера ржи, 10 центнеров гороха, 15 центнеров мяса. Но продуктов собрали столько, что едва смогли погрузить на 37 подвод. Я сам проводил собрание в четырех колхозах и, пока буду жив, ее забуду, с какими горячими чувствами советские люди обсуждали письмо товарищу Сталину и готовили подарки защитникам Ленинграда.
Продукты собирали под носом у немцев и вывозили в отдаленные села. В организации обоза принимали участие все колхозники. Никто не хотел оставаться в стороне. Даже жители сожженных фашистами до тла деревень доставали из ям и потайных складов спрятанные продукты и передавали их организаторам обоза. Женщины вытаскивали новые холстины, завертывали в них мясо, собирали мешки, паковали все в ящики и тщательно укладывали на подводы.
Встал вопрос – кому везти? Добровольцев вызвалось больше, чем надо. На собраниях выбрали лучших колхозников
Организация обоза была связана с большой опасностью Председатель одного из сельских Советов товарищ В., который отправился в соседний колхоз, был схвачен немцами. Он ни слова не сказал палачам и умер под их пулями, как настоящий герой. Опасности не остановили нас. Мы продолжали свою работу, несмотря ни на что.
Подготовка к посылке красного обоза совпала с горячими делами партизан наших районов. В конце февраля они организовали налет на одно из селений, где расположился немецкий гарнизон. Ночью, сняв часовых, партизаны истребили здесь свыше 200 фашистских солдат и офицеров, захватили богатые трофеи. Немцы неистовствовали, как волки, рыскали по округе. В таких условиях было особенно трудно работать, и все же, несмотря ни на что, нам удалось организовать отправку обоза. Для охраны выделили специальный отряд партизан. Весь обоз разделили на группы – по 30 подвод в каждой, назначили старших. Вперед послали разведку. Среди наших возчиков были 30 женщин-колхозниц.
Ехали ночами по лесам, через болота, а днем прятали обозы и ждали следующей ночи. Однажды мы остановились в селе, занятом партизанами. Лошадей укрыли в сараях, предупредив возчиков: в случае налета немецкой авиации из изб не выходить, чтобы не выдать, что в селе находится обоз. И действительно, в полдень налетели немецкие стервятники. Велика стойкость и выдержка советских людей! Во время бомбардировки ни один возчик не выбежал на улицу. Бомба попала в одну из изб, она загорелась, и все же возчики оставались в горящей избе, пока не улетели немецкие самолеты.
Через несколько дней проводники провели обоз через линию фронта. Все продукты были доставлены в полной сохранности – ни одна крупинка не пропала. Нас остановили часовые. Трудно передать нашу радость, когда мы увидели наших родных красноармейцев!
Возчики, доставившие обоз на одну из прифронтовых станций и передавшие его в верные руки, возвратились обратно в свои колхозы. Мы знаем и твердо верим, что Красная армия скоро освободит вас.
Мы заверяем наших доблестных бойцов и командиров, заверяем всех советских людей, заверяем нашего вождя и учителя, нашего родного отца товарища Сталина, что, не щадя своей жизни, будем помогать Красной Армии изгонять с советской земли проклятых захватчиков!