ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
8.6.2023
Москва
к списку
Труженики войны
Окаймленные с обеих сторон снежными валами, твердо укатанные бесчисленной вереницей машин, идущих к фронту и с фронта, фронтовые дороги прямы, как стрела. На каждой развилке – указатель следующего пункта, часовой, регулирующий движение. За снежными валами, сопутствующими дороге, – снеговые барьеры.

И все время на дорогах люди в красноармейской форме, те самые, что строят эти пути. Слушаешь рассказ начальника одного из дорожно-мостовых батальонов военинженера второго ранга тов. Бурцева и проникаешься глубочайшим уважением к бойцам-дорожникам.

...На карте инженеру указали два пункта – 140 километров друг от друга – и дали несколько дней сроку для прокладки дороги. Было снежно и морозно, к тому же нехватало лопат. Наутро после напряженной ночной работы по изготовлению простейшего, но крайне важного инструмента вышли на пролом снежной целины бойцы батальона Бурцева. О начавшихся здесь работах узнал противник, и на дорогу налетели «Мессершмитты». С появлением врага люди зарывались в снег. После налета они снова возвращались к делу, к выполнению приказа. Уверенно и методично наращивали дорожники километр за километром трассы, пока не закончили ее. Патрулируемая нашими ястребками, она назавтра же пропустила несколько тысяч машин, эта дорога. И так ежедневно.

Бойцов-дорожников называют универсальными людьми. И не зря. Им приходится порой производить разминирование участков, по которым должен пролегать указанный им путь. Иногда они бросают лопаты и, взявшись за винтовки, идут на поддержку своих товарищей-разведчиков, обнаруживших неподалеку фашистов. Бывает и так, что, поровнявшись с той или иной деревней, только-что оставленной немцами, они начинают гасить пожарища. Вороша огрубевшей рукой золотистые вихры мальчишек, они вспоминают и о своих детях. Они становятся тогда заботливо-нежными, эти люди, лопатой и винтовкой делающие войну.

А наутро они снова на посту.

* * *

В нашей армии повар – всеми уважаемое лицо. Для каждого из них горячий обед, доставленный на передний край, – долг чести. Нам рассказывали о поваре Зайцеве, который в один из боевых дней, когда фашисты предприняли три яростные атаки на деревню Т., не только в точно установленное время доставлял бойцам и завтрак, и обед, и ужин, но и принял личное участие в бою. Он уничтожил пулеметное гнездо противника и скосил своей винтовкой не одного фашиста.

Повар Воронов не раз бывал в схватках с немецкими солдатами, и многим из них не поздоровилось от его автомата. Точно так же не раз попадали в очень острую обстановку девушки, которые на одном из участков фронта – и не только на этом – систематически, по три раза в день, доставляют пищу в блиндажи!

Перед нами письмо одной из таких девушек, Шуры Кудряшовой.

«Милая Пашенька! – пишет она. – Я очень рада, что вы с подругами меня не забыли и прислали письмо. Паша! Передай привет всем и скажи, что я скоро приеду назад. Кланяйся всем девочкам, заведующей и нашему начальнику тов. Прокофьеву. Ты просишь, чтобы я описала ранение. Одна рана – в правую руку, другая – в левую грудь, третья – немного повыше, четвертая – в правую ногу, повыше колена. Три уже зажили, четвертая скоро заживет. Значит, все будет хорошо, скоро встретимся, милая Пашенька.

Поцелуй всех за меня. Ваша Шура».

Это письмо написала девушка, которую трижды поливал из пулемета немецкий летчик. Обнаружив ее на одной из дорог в санях с термосами, он дал одну очередь и другую, а когда девушка, хромая, бросилась в сторону от дороги, в сугроб, он развернулся еще раз и прошелся еще одной очередью.

Ее подобрали, обескровленную, и доставили в госпиталь. А ужин в тот день доставляли на позиции Таня Пригодова и Нюра Савченко.

Приведенное выше письмо принес почтальон, которого здесь все знают, от самого высокого начальства до рядовых бойцов. Знают и любят. И все зовут его любовно и нежно «Харитоша», хотя настоящее имя бывшего председателя колхоза «Красный луч» Кировского района Смоленской области – Петр Алексеевич Лучкин.

«Харитоша» с 24 июня прошлого года работает на передовых экспедитором полевой почтовой станции. Не было еще случая, чтобы затерялось письмо, попавшее к нему в руки.

Много на фронте таких людей, не жалеющих жизни во имя победы, во славу родины. Недаром так уважают, так любят их наши доблестные воины. Они достойны этой любви, незаметные труженики отечественной войны.