ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
30.9.2023
Москва
к списку
Штыком и гранатой
Суворов в своей «Науке побеждать» учил русского воина:

«Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун...» «Коли другого, коли третьего; богатырь заколет полдюжины: больше!»

Русские богатыри всегда славились мощью своего штыкового удара и не имели равных в искусстве рукопашной схватки. Ближний бой, требующий прямого и непосредственного соприкосновения с противником, сохранил большое значение и в современном военном мастерстве. Уже с первых дней отечественной войны наши бойцы подметили, как слабость немецко-фашистской армии, ее стремление уклониться от штыковой атаки; сплошь да рядом немцы избегали тесной схватки и бежали от грозного красноармейского штыка. Это показало нашим бойцам на опыте значение и силу древнего русского средства борьбы с врагом, и в ходе войны мы видели бесчисленные примеры поистине суворовского, богатырского применения советскими воинами искусства рукопашной схватки.

Немцы применяют в войне множество «устрашающих» средств и хватаются за них даже тогда, когда они не дают серьезного боевого эффекта. Бойцы Красной Армии давно раскусили фашистские «пугала» и посмеиваются над ними. Не так давно гитлеровцы ввели в действие шумные, нето рычащие, нето ревущие пушки, действие которых, однако, ничем, кроме шума, не отличается от обыкновенных старых орудий. Наши бойцы презрительно окрестили новую немецкую пушку «коровой» – ревет, а толку мало.

Но немцам не удались прежние, не удадутся и последующие фокусы. Война мерится отвагой и храбростью войск, умелостыо и доблестью бойца. Никакие архисовременные средства не отменили этого коренного и основного качества воина. Конечно, рукопашная схватка сейчас располагает и большим количеством средств, и более сильными средствами, чем в прежние времена. В руках бойца не только винтовка и штык: он пользуется современной винтовкой, автоматом, ручным пулеметом, «карманной артиллерией» – гранатой. Но суворовский принцип: «первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун» – остается в силе, независимо от того, наступит ли карачун фашисту от штыка или гранаты.

Совсем на-днях на одном участке Карельского фронта младший сержант Никитин с двумя бойцами схватился с двенадцатью фашистами. Три советских воина в перестрелке уложили 8 фашистских солдат и тогда бросились на врага в штыки. Четверо оставшихся в живых врагов бежали с поля боя.

На Калининском фронте четыре наших разведчика нащупали вражеский блиндаж, скрытый под снегом. Бойцы тт. Филькин, Земляков, Исаев и Крюков подкрались к отверстию в снегу и бросили в блиндаж гранаты. Из норы выскочил один немец, который был уложен на месте. Не теряя времени, красноармеец Земляков прыгнул внутрь блиндажа. Там на него набросились три немца. Действуя винтовкой и штыком, Земляков уложил всех троих. Блиндаж был захвачен смелыми разведчиками.

Советское Информбюро сообщило о том, как в «бою у одной деревни красноармейцы тт. Хомутов и Тугов ворвались в немецкий блиндаж, уничтожили гранатами 26 гитлеровцев и захватили 4 станковых пулемета и фашистское знамя.

Красноармеец Овчаренко столкнулся с двумя грузовыми автомашинами, в которых находились немецкие солдаты. Гитлеровский офицер предложил красноармейцу сдаться в плен. Тов. Овчаренко мгновенно выхватил штык и убил им гитлеровца. Затем, воспользовавшись замешательством немцев, находчивый боец бросил в машины одну за другой несколько гранат. 20 вражеских солдат было убито, остальные разбежались. Тов. Овчаренко благополучно вернулся в свою часть.

Гвардейцы части, которой командует тов. Сиязов, штурмуя опорный пункт немецкой обороны, приблизились к снежному валу, за которым в траншее укрывались враги. Гвардейцы через вал забросали траншею гранатами: командир отделения Кочян и сержант Светличный первыми вскочили на вал. С криком «вперед!» Светличный бросился в рукопашную схватку с врагом. За ним ворвались остальные бойцы: штыком и прикладом они уничтожили оставшихся в траншее гитлеровцев. Дно траншеи было устлано телами немецких солдат; оборонительный рубеж фашистов был прорван.

Можно без конца приводить подобные примеры, пользуясь данными хотя бы только последних дней боевых действий. Пожалуй, нет такого участка фронта, такой части наших войск, где бы в больших или меньших масштабах каждодневно не проявлялись отважные качества советских бойцов, их умение бесстрашно искать встречи с врагом и побеждать его в тесной схватке, в борьбе мужества и доблести.

Бой в блиндаже, бой в тылу врага, операции разведчиков, схватка на улицах села – эти характерные повседневные действия наших бойцов при наступлении неизбежно рождают тесное соприкосновение с противником и ближнюю форму боя. Немцы пытаются закрепиться на отдельных участках, врыться в землю, укрыться за линиями обороны, сдержать наступательный натиск наших войск. Выкуривая гитлеровцев из всех нор, ломая, круша очаги сопротивления врага, советские воины знают что в их руках, кроме новейших и наиболее мощных орудий войны – самолетов, танков, пушек, минометов и пулеметов, находится могучее и действенное средство – рукопашная схватка. Конечно, она применяется обычно после огневой подготовки, после того, как все современные боевые средства уже сказали свое слово. Тогда берет последнее слово личная доблесть советского бойца, тогда говорит его умение винтовкой, штыком, прикладом, гранатой поражать врага, гнать его вон с советской земли. Эти средства – верные спутники советского воина. И уменье пользоваться ими на страх врагу должно воспитываться и культивироваться в наших войсках, как исконная боевая традиция русского воинства.

Один против нескольких, один против многих, группой против превосходящего численно противника – смело выходит советский боец и выходит победителем. Если он вооружен храбростью, боевой дерзостью, сметкой, – винтовка, штык, граната в его руках творят чудеса. «Богатырь заколет полдюжины: больше!» – утверждал Суворов; пуля возьмет и того более; граната уложит десятки врагов. Советский воин, поднявшийся на борьбу против гитлеровских захватчиков, знает упоение в бою с врагом, упоение тесной схватки, когда верное сердце, зоркий глаз и точная рука говорят последнее, решающее слово в схватке, когда меткая граната выбрасывает врага из норы, пуля, штык и приклад довершают дело и оставляют на поле боя вражеские тела или гонят врага неотступно все дальше в дальше, прочь с родной земли.

Советский боец знает, что за танками, авиацией, артиллерией, минометами, пулеметами, всеми средствами боевой техники часто завершающее слово принадлежит личному оружию воина, – оно могуче и увесисто говорит на всех фронтах в руках наших доблестных воинов. Силу его познали враги нашей родины в прежних войнах; силу его почувствовали немецко-фашистские захватчики за прошедшие месяцы войны; силу его им еще предстоит узнать в полной мере в грядущих боях.