Фашистские разбойники разорили один из цветущих промышленных центров Сталинской области – город Краматорск. Городские сады и скверы вырублены. Дома разграблены. В помещении клуба имени Ленина разместилось полицейское управление. Каждый день в этот дом приводят задержанных на улице граждан. Многих полиция отправляет в гестапо, откуда уже никто не возвращается.
Бежавшие из Краматорска рассказывают, что еще недавно на площади возле церкви ветер раскачивал тела повешенных. За городом, в балке возле «Меловой горы» расстреляно более 250 жителей. В городах Донбасса, в том числе и в Краматорске, фашисты расстреливали и вешали даже детей.
Немецкий комендант Краматорска об'явил, что за каждого убитого партизанами офицера будет расстреляно 100 человек из местного населения. За каждого полицейского – 35.
Население города голодает. В Краматорске, где до войны было более 100 продовольственных магазинов, теперь имеется только одна лавчонка. Никаких продуктов нет. Купить продукты в окрестных селах невозможно. Крестьяне полностью ограблены немцами.
В результате голода в городе чрезвычайно возросла смертность. Люди совершенно обессилели от постоянного недоедания, но гитлеровцы в принудительном порядке заставляют их работать на очистке дорог и строительстве оборонительных сооружений. За отказ от работы – расстрел. В марте фашисты начали отправлять мужское население из некоторых городов для использования в качестве бесплатной рабочей силы в Германию. Так, из Краматорска вывезено четыре эшелона мужчин в возрасте от 16 до 50 лет.
Те, кому удается вырваться из фашистского плена, рассказывают об ужасных страданиях народа. Зверски обращаются немцы с пленными красноармейцами. Недавно в один из штабов, расположенных в районе Краматорска, привезли пленного советского танкиста, у которого были перебиты обе ноги. Его стали допрашивать:
– Сколько танков в вашей части?
– Хватит для того, чтобы победить вас, – ответил мужественный танкист.
Его тут же расстреляли.
Страшно жить в фашистской неволе. Но теплым ветром пахнуло с востока. Он несет надежду на скорое освобождение из-под ига захватчиков. Краматорск уже слышит приближающийся гром наших пушек. Краматорск видит растерянность в стане грабителей. Время расплаты близится!