Советские казаки! Меткой пулей, острой саблей беспощадно разите врагов нашей отчизны. Будьте достойны своих отцов и дедов, храбрых казаков, не раз бивших немцев на поле брани. Множьте боевую славу русского казачества! «Известия»
Родина никогда не забудет ваших подвигов! «Правда»
На других участках фронта никаких изменений не произошло.
* * *
В районе северо-западнее Сталинграда наши войска контратаками наносят удары по врагу, уничтожая его живую силу и технику. Н-ское соединение артиллерийским и миномётным огнём уничтожило 16 немецких танков и свыше батальона пехоты противника. В районе населённого пункта К. крупный отряд немецких автоматчиков прорвался в тыл нашим частям. Наши бойцы быстро окружили гитлеровцев и полностью их уничтожили.
* * *
В районе северо-восточнее Котельникова продолжались бои с танками и пехотой противника. На одном участке немцам удалось вклиниться в боевые порядки наших войск. В результате ожесточённого боя было подбито и сожжено 9 танков, уничтожено 14 автомашин и более 200 солдат и офицеров противника. Захвачены трофеи.
* * *
В районе южнее Краснодара упорные бои происходили у пункта, расположенного близ узла горных дорог. Все атаки неприятеля в этом районе отбиты с большими для него потерями.
В районе Прохладного наши войска вели оборонительные бои.
* * *
На Северо-Западном фронте происходили бои местного значения. Сломив упорное сопротивление гитлеровцев, наши подразделения заняли один узел обороны противника. Захвачено 3 немецких танка, зарытых в землю, несколько пулемётов, винтовок и другое вооружение.
* * *
Несколько партизанских групп, действующих в оккупированных районах Ленинградской области, за 4 дня пустили под откос 6 воинских эшелонов противника. Разбито 4 паровоза и 150 платформ и вагонов с различными военными грузами.
* * *
В неотправленном письме немецкого солдата Иоганна брату Карлу говорится: «...Ты находишься на передовой, где очень опасно. Я нахожусь в тылу, но поверь, что здесь тоже опасно. Партизаны ни днём, ни ночью не дают нам покоя. В мае мы получили пополнение, но теперь снова понесли тяжёлые потери. На прошлой неделе наши повозки подорвались на минах, погибло много солдат. Представь себе, что офицеры больше сокрушались о потере своих чемоданов, чем о гибели людей. Видно, офицерам дороже награбленные у русских вещи, чем жизнь солдат. Да, впрочем, давно известно, что они наживаются на войне».
* * *
Захваченный в плен на Западном фронте солдат 7 роты 336 немецкого пехотного полка Штейн рассказал: «Артиллерийская канонада деморализовала солдат нашего батальона. Русские танки прорвали нашу оборону справа и слева. Эти наступательные операции показали нам, что русские располагают мощной техникой. То, что мы увидели, потрясло нас. Нам ведь всё время говорили, что у русских уже ничего нет: ни пушек, ни самолётов, ни танков».
Унтер-офицер 9 роты того же полка Гейнц Бесхер заявил: «То, что я видел и пережил в первый день наступления русских, не поддаётся описанию. Кругом стоял ад кромешный. Казалось, что настал конец света. Уже в первый день русские вклинились в глубь нашей обороны, захватили много трофеев и пленных. Сопротивляться было совершенно бессмысленно».
* * *
За последние десять дней югославские партизаны освободили от немецко-итальянских захватчиков один город и ряд населённых пунктов. В этих боях оккупанты потеряли 380 человек убитыми. Партизаны захватили 372 винтовки, 14 пулемётов, много патронов и склад военного имущества.
На других участках фронта никаких изменений не произошло.
Наши корабли в Чёрном море потопили подводную лодку противника.
* * *
На одном из участков Западного фронта наши войска вели активные боевые действия и заняли ряд населённых пунктов. Часть, где командиром тов. Щеглов, овладела тремя населёнными пунктами. Только в бою за пункт Г. уничтожено свыше 100 гитлеровцев, захвачено 10 пулемётов, большое количество боеприпасов и военного имущества. Танкисты под командованием тов. Бурлыги уничтожили 6 противотанковых орудий, 6 миномётов и истребили до роты гитлеровцев. Экипаж танка лейтенанта Исламова и политрука Мягкоголового зашёл в тыл отступающим немцам и уничтожил свыше 90 гитлеровцев. На другом участке фронта наше стрелковое подразделение при поддержке танков ворвалось в населённый пункт, превращенный противником в сильно укреплённый узел сопротивления.
* * *
В районе северо-западнее Сталинграда наши войска вели ожесточённые бои с группировкой противника, прорвавшейся в глубину нашей обороны. Немецкие войска, а также их наёмники – итальянцы и румыны несут огромные потери. Гвардейцы Н-ской части за два дня боёв отбили многочисленные атаки гитлеровцев, а затем, перейдя в контратаку, выбили врага из одного крупного населённого пункта. В ходе этих боёв гвардейцы уничтожили до 2.500 солдат и офицеров противника. Особенно большие потери противнику наносят гвардейцы-миномётчики и танкисты. Огневыми залпами по скоплению неприятеля миномётчики уничтожили 3 артиллерийских и 10 миномётных батарей, 12 танков и более 100 автомашин. Разведка Н-ской танковой части обнаружила скопление вражеских танков и пехоты. Оцепив лощину, в которой сосредоточился противник, танкисты в ожесточённом бою уничтожили 9 немецких танков и истребили до 300 гитлеровцев.
* * *
В районе северо-восточнее Котельникова наши войска отбивали атаки противника. На одном участке немцам удалось было несколько продвинуться вперёд. Однако контратакой неприятель был отброшен. В этом бою уничтожено 4 танка и до двух рот гитлеровцев.
* * *
Южнее Краснодара нашими частями отбиты попытки противника прорваться в глубь нашей обороны. Немцы потеряли в этих боях более двух рот пехоты. На другом участке моряки-артиллеристы под Командованием тов. Собченюка уничтожили 7 немецких танков, 2 артиллерийские батареи и до батальона пехоты противника.
В районе юго-восточнее Прохладного уничтожена и частью захвачена руппа парашютистов-автоматчиков.
* * *
Партизанский отряд рабочих-нефтяников под командованием тов. К., организовавшийся в одном из захваченных немцами районов Северного Кавказа, совершил нападение на обоз противника. Партизаны перебили охрану и захватили повозки с военным имуществом. Группа партизан этого же отряда устроила на дороге засаду и истребила 20 гитлеровцев.
* * *
Несколько латвийских партизанских отрядов в боях с немецкими захватчиками истребили 213 солдат и офицеров противника. Партизанами сожжён танк и захвачено у немцев 8 пулемётов, много винтовок и боеприпасов.
* * *
Добровольно сдавшийся в плен на Западном фронте ефрейтор 548 полка 328 немецкой пехотной дивизии Рихард Я. сообщил: «В моей роте насчитывалось 180 человек. Через два дня после начала наступления русских в роте осталось всего лишь 25 человек. Сильный урон нанесла нам русская артиллерия. Все оставшиеся в живых солдаты повесили головы. Они теперь думают только об одном: удастся ли им выбраться живыми из России».
* * *
Захваченный в плен младший врач 3 батальона 507 полка 292 немецкой пехотной дивизии Эрих Димель рассказал: «В мае текущего года мне пришлось наблюдать жизнь в лагере русских военнопленных близ гор. Турн (Германия). В лагере были русские военнопленные, а также гражданские лица, вывезенные из Украины. Положение заключённых можно без преувеличения назвать кошмарным. Они истощены голодом и чрезмерной работой. Среди пленных вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Ежедневно в лагере умирало по 8–10 человек. В последнее время всех больных эсэсовцы, охраняющие лагерь, расстреливали».
* * *
В департаменте Шер (Франция) немецкие оккупанты пытались насильно отправить на работу в Германию 200 рабочих машиностроительного завода. На заводе вспыхнула забастовка протеста. Тогда администрация по приказу гитлеровцев объявила о закрытии завода и лишила всех рабочих продовольственных карточек. Однако угрозой безработицы и голода оккупантам не удалось отправить рабочих в фашистскую Германию.