Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
12.12.2018 — Россия
вернуться к списку
О воздушной тактике немцев
Как известно, воздушная тактика немцев обычно строилась раньше с расчетом на завоевание господства в воздухе и удержание этого господства на всем протяжении большой операции. Немецкое авиационное командование не только старалось достигнуть численного превосходства на решающих участках фронта, но также практиковало целый ряд приемов для подавления нашей авиации и средств зенитной обороны, чтобы добиться свободы действий как в тактической, так и в оперативной глубине. К числу таких приемов можно отнести блокировку прифронтовых аэродромов, удары по авиационным базам, действия немецких истребителей, рассчитанные на вытеснение нашей авиации с определенных участков фронта, и т, д. Это время было характерно разнообразием приемов немецкой воздушной тактики. Наши летчики, сражаясь тогда с немцами, противопоставляли их воздушному наступлению действенные методы активной обороны.

По-иному выглядит нынешняя обстановка. Большие воздушные сражения на Орловском и Белгородско-Харьковском плацдармах, выигранные нашими летчиками в начале летней кампании этого года, а также последние бои в воздухе на Украине и на других участках фронта показывают, что немецкая воздушная тактика переживает своеобразный кризис. Дело в том, что подавляющее большинство воздушных столкновений протекает сейчас, в условиях, когда наша авиация постоянно удерживает за собой инициативу. Немцы вынуждены теперь всё больше и больше приспособляться к обстановке, продиктованной им нашей авиацией, и вести исключительно оборонительные вой.

Тенденции приспособления к новой обстановке стали ощущаться в немецкой авиации вскоре же после крупного воздушного сражения под Курской дугой и заметны во многом. Например, значительно сократились дневные массированные действия бомбардировочной авиации противника на известной глубине от линии фронта. За последнее время немцы чаще предпринимают ночные бомбардировки, носящие характер одновременных нападений одиночных самолетов, которые летят широким фронтом. Более осторожно подходит противник к вопросам аэродромного маневра. Он старается избегать сосредоточения крупных воздушных сил на максимально приближенных к фронту посадочных площадках. Предпочтение отдается базированию на глубинных аэродромах, хорошо защищенных средствами противовоздушной обороны. Тактика истребителей тоже претерпела ряд изменений. Всё направлено главным образом к тому, чтобы как можно меньше нести потерь.

На общем фоне превосходства в силах нашей авиации всё же противнику иногда удается создавать на том или другом направлении довольно значительные авиационные кулаки. Главным образом это происходит там, где немцы предпринимают контратаки. Такая контратака пехоты и танков, как правило, поддерживается с воздуха солидной группой бомбардировщиков, действующих в течение короткого промежутка времени несколькими волнами. Отражение немецких контратак и поддержка с воздуха своих наступающих войск, штурмующих узлы сопротивления противника или его промежуточные рубежи обороны, сопровождаются целой серией ожесточенных воздушных боев. Итог их обычно бывает одинаков: вражеское сопротивление в воздухе преодолевается, кривая количества воздушных боев падает, наши бомбардировщики и штурмовики получают известную свободу действий.

Примером таких боев за последнее время могут служить действия N истребительного полка, ведущего боевую работу на одном из наиболее активных участков фронта. Этот полк, действуя в составе соединения истребителей, за двадцать дней сбил около сотни немецких самолетов. Первые дни боевых действий полка были характерны тем, что советские истребители полностью вытеснили вражескую авиацию с поля боя. Немцы вынуждены были усилить этот участок фронта, подтянув сюда целую эскадру истребителей, но и она не смогла вырвать инициативу из рук наших летчиков. Тогда немцы встали на путь, непосредственного сопровождения своих бомбардировщиков, действовавших мелкими группами, поэшелонно. Однако и усиленный эскорт «ФВ-190» не спасал немецкие бомбардировщики от поражения. Весь день шли напряженные бои. От мелких групп немцы перешли к большим, чтобы хоть некоторые самолеты прорывались к цели. Наши патрули в свою очередь наращивали силы. Над полем боя постоянно находилось значительное количество истребителей. В этот день полк сбил 19 вражеских самолетов. Немцы не только не добились господства в воздухе, но и не сумели хоть сколько-нибудь повлиять на течение наземных боев.

Большие потери заставили неприятеля на следующий день прекратить всякие попытки бомбометания. Зато его истребители, освободившись от задач сопровождения, с утра до ночи ходили большими группами над линией фронта, чтобы втянуть наших летчиков-истребителей в затяжные бои, измотать их силы. Разгадав этот замысел, наше командование не стало вести бой ради боя. Но когда через день немцы вновь ввели в действие свои бомбардировщики, воздушные бои разгорелись с новой силой.

Теперь тактика противника сводилась к тому, чтобы сковать боем наши воздушные патрули. С этой целью перед приходом немецких бомбардировщиков появлялось в воздухе несколько групп истребителей, игравших роль заслона. Частью сил ведя бои с ними, наши летчики по-прежнему направляли основной удар на «Юнкерсы». Они свободно обходили вражеские заслоны, встречая бомбардировщики еще на подходе к цели и причиняя им серьезный урон. Это были дни наиболее напряженных схваток в воздухе. Несмотря на массу самолетов, брошенную на поле боя, немцы не имели тактического успеха. Наши войска, будучи хорошо обеспеченными с воздуха, по-прежнему развивали наступление.

Было бы, однако, ошибочно думать, что нынче немецкая авиация действует только старыми приемами, которые давно изучены нашими летчиками.

Большие потери в самолетном парке бомбардировочной авиации вынуждают немцев в ряде случаев вновь переходить от массированных действий к эшелонированным по времени и по высоте. Теперь часто «Юнкерсы» и «Хейнкели» идут к линии фронта группами в 10–12 самолетов, расположенные в три-четыре яруса и имеющих общий боевой порядок в виде уступа. При этом самолеты верхнего яруса бомбят с риском поразить свои же машины, находящиеся в нижних ярусах. Такой боевой порядок вражеских бомбардировщиков рассчитан на то, чтобы усложнить действия наших истребителей, рассредоточивая их силы и внимание. Довольно часто немцы эшелонируют свои бомбардировщики по двум высотам. Верхняя группа идет на значительной высоте — до 5.000–6.000 метров. Тем временем небольшие подразделения «МЕ-110» пытаются бомбить наши боевые порядки с бреющего полета.

Опасаясь потерь, немцы избегают посылать свои самолеты в те часы, когда воздух над полем боя насыщен нашей авиацией. На ряде участков фронта они производят свои налеты либо на рассвете, либо к исходу дня. Для этого противник подбирает специальные экипажи, способные производить ночную посадку.

Если вражеские бомбардировщики, встречая отпор со стороны наших истребителей, вынуждены всё время менять свои тактические приемы, то истребители противника проявляют в этом отношении не меньшую подвижность. Всемерно уклоняясь от боя с группами самолетов «Лавочкин» и «Яковлев», немцы стараются более скрытно противодействовать нашей авиации. Из серии подобных приемов, рассчитанных на внезапность удара, следует отметить прежде всего те, которые направлены против наших штурмовиков.

Немецкие истребители нынче мало противодействуют нашим штурмовикам над полем боя, как бы переложив эту задачу на средства своей зенитной обороны, которыми сейчас сильно насыщаются боевые порядки немецких наземных войск, но зато стараются перехватить их специальными группами из 4–6 самолетов над нашей территорией, в полосе вероятных маршрутов и вне зоны барражирования истребителей, очищающих воздух от неприятельской авиации. Подобные немецкие группы отсечения комбинируются обычно из самолетов «МЕ-109» и «ФВ-190». Последние находятся в верхнем ярусе, а более маневренные по вертикали «Мессершмитты» — внизу. Эти же группы вражеских истребителей фактически выполняют и вторую задачу: нападение на одиночные штурмовые самолеты, отставшие от строя.

Зная, что наши истребители сопровождения чаще всего эскортируют штурмовики с некоторым превышением, немцы всё чаще, стали практиковать нападение истребителей с бреющего полета в хвост. Если атакующая группа достаточно сильна, она разбивается на два отряда. Один отряд должен охватить «кольцом» наши истребители сопровождения, связать их боевым маневром со всех сторон и тем самым оторвать от штурмовиков. Другой отряд в это время производит нападение с бреющего полета, чтобы обезопасить себя от огня наших воздушных стрелков. Этот прием немцев парируется решительным отказом от всякого шаблона при сопровождении штурмовиков, созданием такого боевого порядка, который обеспечил бы надежную охрану последних и сверху, и с флангов, и снизу. Одновременно выделяется специальная группа, способная без ущерба для обшей задачи нанести поражение немецким истребителям, пытающимся расколоть наш общий боевой порядок.

В самой организации воздушного боя немецкими истребителями характерны такие детали. В ряде случаев можно заметить их отказ от полета в развернутой по фронту паре и переход к вытянутому пеленгу. Такое построение, видимо, преследует ту цель, чтобы пара, не вступая в затяжной бой, могла последовательно, с хода, атаковать дважды (т. е. обоими самолетами), а в случае нападения наших самолетов идущий в пеленге ведомый мог бы отсечь атакующего, ударив по нему сзади, и затем уйти в сторону за ведущим.

Довольно характерно нынешнее поведение немецких истребителей над полем боя. Находясь над боевыми порядками своих войск, они стараются комбинировать атаки с огнем своей зенитной артиллерии. Когда подходят наши истребители, немцы всячески пытаются завлечь их в зону зенитного огня и не нападают до тех пор, пока боевой порядок наших истребителей в результате противозенитного маневра не станет менее компактным. В этот момент, используя невыгодное положение наших летчиков, вражеские истребители начинают атаки.

Надо сказать, что воздушная обстановка отличается теперь большим насыщением поля боя и ближнего немецкого тыла зенитными средствами. Компенсируя недостаток в истребителях, немцы открывают по нашим самолетам огонь из всех видов оружия, включая сюда не только специальные зенитные установки, но и минометы. В ряде случаев немцы создают зоны сплошного зенитного огня, ведущегося на различных высотах. Этим они стремятся если не нанести поражение, то хотя бы расстроить боевой порядок наших самолетов. Поэтому совершенствование противозенитного маневра, выделение специальных самолетов для уничтожения вражеских огневых точек, активная борьба с немецкими зенитными средствами и тщательное изучение приемов их боевой работы — все это должно быть в центре внимания наших летчиков.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
// Красная звезда № 241 (5612) от 12 октября 1943 г.
Подготовка текста: Сергей Грецов. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^