Англо-Советский договор — это не обычный дипломатический документ. Это — договор, насыщенный волей народов к борьбе против общего врага, договор боевого содружества.
Уже через несколько часов после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз Уинстон Черчилль, английский премьер, заявил, что разгром гитлеровской Германии английский народ считает своей общей с народами Советского Союза задачей. Это заявление получило полную поддержку английского народа.
Переговоры между Англией и СССР завершились сначала соглашением, подписанным 12 июля 1941 года. По этому соглашению правительства обеих стран взяли на себя обязательство оказывать друг другу помощь и всякого рода поддержку в борьбе против гитлеровской Германии. На этом, однако, консолидация отношений между СССР и Англией не закончилась. Союзный договор, заключенный 26 мая 1942 г. во время пребывания тов. Молотова в Лондоне, подвел прочную базу под эти отношения.
Англо-Советский союзный договор не только воспроизвёл содержание ранее заключенного соглашения, но и значительно расширил его. В частности, он зафиксировал, что союз между этими странами направлен не только против Германии, но и против «всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе». В основу договора положена была обширная концепция объединения военных усилий, материальных и человеческих ресурсов могучей коалиции государств, преисполненной решимости во что бы то ни стало добиться разгрома гитлеровского империализма и его европейских сообщников. Эта концепция относится не только к периоду войны, она распространяется и на послевоенный период, — сроком по меньшей мере на 20 лет. В ней нашло свое проявление понимание высокой ответственности, которой охвачены английский и советский народы не только за своё собственное будущее, но и за судьбы всей Европы. История показала, что только объединённые усилия сторонников мира, и прежде всего заинтересованных в мире великих демократических держав, в состоянии предотвратить войну. Вот почему Англия и СССР в союзном договоре заявили о своём стремлении «объединиться с другими единомышленными государствами в принятии предложений об общих действиях в послевоенный период в целях сохранения мира и сопротивления агрессии», а также о своём стремлении к тому, чтобы после победоносного завершения воины «сделать невозможным повторение агрессии и нарушение мира Германией или любым из государств, связанных с ней в актах агрессии в Европе».
Воодушевлённые стремлением «восстановления мира в целях организации безопасности и экономического процветания в Европе», союзные державы — СССР и Великобритания — вовсе не намерены после разгрома гитлеровской Германии и её европейских сообщников присваивать себе роль диктаторов в Европе. Учитывая интересы своей собственной безопасности, «они, — как гласит договор. — будут принимать во внимание интересы объединенных наций в осуществлении указанных целей и будут также действовать в соответствии с двумя принципами — не стремиться к территориальным приобретениям для самих себя и не вмешиваться во внутренние дела, других государств». Открытое провозглашение этих принципов вдребезги разбивает попытки гитлеровской пропаганды, которая кричит о «большевистской опасности» и о «захватнических целях», якобы преследуемых Великобританией и СССР.
Англо-Советский союзный договор — прежде всего договор о взаимной помощи, о совместных военных усилиях, договор, выполнение которого может обеспечить скорейший разгром врага. Вот почему заключение этого договора повергло фашистский лагерь в смятение.
За год, истекший после подписания договора, обстановка сильно изменилась, и изменилась далеко не в пользу гитлеровского лагеря. Красная Армия, которая приняла на себя всю тяжесть борьбы на континенте, нашла в себе силы не только противостоять напору немецко-фашистской военной машины, но и нанести ей такие удары, которые до основания её расшатали. Сталинград будет навеки запечатлён в сознании народов, как непревзойденный пример героизма и самопожертвования советских людей во имя спасения родины и победы над общим врагом. Сталинградская битва облегчила союзникам достижение победы в Северной Африке. Наступление 8-й английской армии в Ливии и высадка англо-американских войск в Северной Африке положили начало этой победе. Битва у Эль-Аламейна предопределила её исход. Разгром итало-германских войск в Тунисе был её завершением. «Таким образом, — отметил товарищ Сталин, — удар по врагу с востока, со стороны Красной армии впервые за время войны слился с ударом с запада, со стороны войск наших союзников — в единый общий удар».
Державы оси утратили возможность контролировать средиземноморский бассейн.
Они потерпели поражение и в невидимых битвах на просторах Атлантики. Количество потопленных германских подводных лодок сильно возросло, но, что ещё важнее, растет судостроение в Англии и США, которое в настоящее время уже значительно превышает потери, неизбежные в морской войне. Это открывает большие возможности для увеличения поставок военных материалов, предоставляемых Советскому Союзу.
Военная промышленность в Англии и в особенности в США развернулась в невиданных ранее масштабах. В Англии и в США созданы сильные кадровые армии.
Завершение операции в Северной Африке приблизило возможности дальнейшего развития наступательных действий англо-американских сил.. Боевые действия авиации союзников, крупные налеты на военно-промышленные центры Германии, Италии и других подчинённых Гитлеру стран сами по себе не могут принести решения войны. Но их размах, огромная сила, удара в сочетании с боевыми действиями советской авиации знаменуют серьезные изменения по сравнению с прошлым годом: авиация антигитлеровской коалиции завоевала превосходство в воздухе, и это принесёт свои благотворные результаты в момент, когда армии союзников, вступят на территорию Европы.
Чтобы предотвратить или отсрочить час своей гибели, фашистские руководители в последнее время снова усиливают свою активность, стремясь расколоть великую коалицию демократических держав. Они снова прибегают к разного рода «мирным» манёврам в надежде посеять рознь и недоверие в лагере своих противников. Таким образом они хотели бы взорвать договор между Англией и СССР, — договор, в котором союзники обязуются «не вести переговоров или не заключать перемирия или мирного договора с Германией или любым другим государством, связанным с ней в актах агрессии в Европе, иначе, как по взаимному согласию». «Мирные» происки фашистов, свидетельствующие лишь о кризисе в фашистском лагере, закончились провалом. Черчилль и Рузвельт дали достойный ответ на подобного рода манёвры немцев. «Разве не ясно, — писал товарищ Сталин, — что только полный разгром гитлеровских армий и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии могут привести Европу к миру? Не потому ли болтают немецкие фашисты о мире, что они чувствуют приближение грядущей катастрофы?».
Великая коалиция демократических держав — СССР, Великобритании и США — растёт и крепнет. Задача англо-советско-американской коалиции состоит в том, чтобы ещё более усиливать совместные удары по врагу и добиться полного его разгрома. За год, истекший после подписания Англо-Советского договора, народы, которые несут на своих плечах тяжелую ношу борьбы, прошли большой, трудный, но славный путь, и хотя дальнейший путь борьбы ещё не лёгок и вершины победы ещё не близки, впереди уже отчётливо сверкают очертания вожделенной победы союзников над ненавистным врагом.