Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
16.12.2018 — Россия
вернуться к списку
Упорно бороться за инициативу в воздухе над полем боя
В воздушном сражении при ликвидации летнего наступления немцев на Орловско-Курском и Белгородско-Курском направлениях враг потерял около 1400 самолётов. Высокая боевая выучка, образцы упорства, стойкости и геройства авиационных командиров и лётчиков дали возможность нашей авиации взять инициативу в свои руки и нанести серьёзный урон германскому воздушному флоту. Борьба с ним продолжается. Воздушная обстановка, в которой происходит эта борьба, характерна активностью авиации обеих сторон непосредственно над полем боя. Эта особенность нынешних воздушных битв требует от наших авиационных командиров и лётчиков самого тесного взаимодействия с наземными войсками и прочного удержания за собой инициативы в воздухе над полем боя.

Борьба за инициативу и господство в воздухе над полем боя прежде всего означает, что действия ваших истребителей должны быть направлены на то, чтобы обезопасить свои наземные войска от массированных и концентрированных ударов вражеской авиации. Инициатива и господство в воздухе над полем боя нужны нашим истребителям также и для того, чтобы отвести угрозу воздушных контратак противника до боевым эшелонам наших штурмовиков и бомбардировщиков, взаимодействующих с наземными войсками методами авиационного наступления. Немцы своими патрулями «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов 190» стараются сковать действия наших истребителей, заставить их ввязываться в воздушные бои и тем самым отвлечься от выполнения своих основных задач: борьбы с немецкими бомбардировщиками и обеспечения боевой работы своей штурмовой и бомбардировочной авиации. Долг наших авиационных командиров и лётчиков — неустанно находить и умело применять наиболее действенные формы борьбы с вражескими истребителями. Опыт прошедших боёв учит, что формы такой борьбы могут быть самыми различными. В одном случае это может быть силовой воздушный бой, целью которого явится изгнание немецких истребителей с поля боя; в другом — наиболее действенное обтекание вражеского истребительного заслона с флангов и встречное сковывание его частью сил; в третьем — бои с целью отвода немецких воздушных патрулей в сторону и создания тем самым условий для беспрепятственного проникновения специальных истребительных групп на вражескую территорию для перехвата и уничтожения немецких бомбардировщиков.

Лишь там, где в борьбе с немецкой истребительной авиацией царят шаблон и однообразие тактических приёмов, враг может иметь успех. Не допускать шаблона, пристально следить за всеми, самыми мельчайшими изменениями обстановки и, быстро реагируя на них, вносить должные коррективы в план всей боевой работы своих истребителей, применять различные приемы борьбы и, если нужно, вводом своего резерва в трудный момент создавать условия победы в очередном воздушном бою, — такова первейшая обязанность командиров. Надо помнить, что удачно применённый сегодня способ борьбы, повторенный завтра, слепо, без оценки и учёта обстановки, может и не иметь того эффекта, который он имел в прошлый раз.

Борьба за воздух под полем боя в нынешней обстановке своей главной целью имеет создание таких условий, при которых поле боя было бы максимально изолировано от вражеских бомбардировщиков, а наша штурмовая и бомбардировочная авиация, напротив, получила бы свободу действий, чтобы как можно эффективнее помогать наземным войскам, действуя методами авиационного наступления. Естественно, что одними воздушными боями, с каким бы упорством и настойчивостью они ни велись, эта задача не может быть полностью решена. Поэтому авиационные командиры обязаны сочетать всемерно согласованную и целеустремленную работу истребителей с серьёзными и хорошо нацеленными ударами боевой авиации по вражеским аэродромам.

Действия боевой авиации над полем боя носят теперь сложный характер. Обстановка быстро меняется. Каждый эшелон штурмовиков или бомбардировщиков, придя к полю боя, может встретиться с совсем иной расстановкой сил, чем предполагалось перед вылетом. Поэтому командиры боевых эшелонов и все лётчики должны быть заранее готовы к тому, чтобы в случае надобности быстро изменить свой боевой порядок и нанести поражение любому врагу. Каждая бомба, каждая пулеметно-пушечная очередь с воздуха на поле боя должна быть выпущена прицельно.

В происходящих ныне сражениях есть известные небольшие паузы, во время которых обе стороны подтягивают силы, перегруппировываются, готовятся к новым атакам. Долг авиационных командиров — всячески беспокоить врага во время этих пауз, уничтожать его живую силу и технику в местах сосредоточения, срывать его подготовку к контратакам, наносить удары с воздуха по ближним и дальним коммуникациям врага, держать немцев всюду, где бы они ни были, под неослабным огневым воздействием с воздуха. Вместе с тем в руках авиационного командира должен быть наготове резерв сил, чтобы поднять его в воздух в тот момент, когда на том или другом участке наметится вражеская вылазка, и обрушиться им на врага, когда он развернет свой боевой порядок.

В ходе наступления наших войск авиация должна неослабно и точно взаимодействовать с ними на всю глубину операции и по месту и по времени. Своевременные и точно нацеленные удары бомбардировщиков и штурмовиков по важнейшим узлам сопротивления врага, по его огневым позициям и боевым порядкам расчищают путь наступающим. Здесь каждая минута должна быть на учёте. Удар с воздуха должен быть произведён с таким расчетом, чтобы немцы не могли оправиться от мощной бомбардировки и оказать сопротивление нашей атакующей пехоте и танкам. Нельзя допускать и малейшего «зазора» во времени между налётом штурмовиков и броском в атаку.

Воздушное сражение над полем боя на Орловском направлении и на других участках фронта развёртывается, всё шире.

В ходе его наши летчики всё прочнее берут инициативу в свои руки. В районах наступления наших войск инициатива в воздухе — за советскими летчиками. Но враг ещё силен. Он вводит в бой резервы. Действуя стойко, отважно и умело, летчики должны удержать инициативу в воздухе в своих руках, нанести немецкому воздушному флоту ещё более ощутимые потери и обеспечить нашим наземным войскам разгром врага.

// Красная звезда № 178 (5549) от 30 июля 1943 г.
Подготовка текста: Анатолий Никифоров. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^