В старой русской армии гвардейские полки всегда были той победоносной силой, на которую равнялись рядовые армейские части. Известно, что еще Петр I рассматривал действия Семеновского и Преображенского полков, как школу боевого опыта, где должна была учиться вся армия. Красная Армия молода, но ее гвардейские полки, дивизии и корпуса, созданные в огне Отечественной войны, закалялись в ней и, словно сталь, прошедшая сквозь горнило взыскательного мастера, превратились в грозный и благородный меч народа.
Первые соединения советской гвардии появились на полях Отечественной войны осенью 19.41 года. Шли месяцы, и плечом к плечу с гвардейскими частями первого этапа Отечественной войны стали новые гвардейцы, взращенные в дни побед Красной Армии. Росла сила нашего наступления на врага, росла и закалялась наша гвардия.
Советские гвардейцы — это люда беззаветной храбрости, готовые без колебания отдать жизнь за Родину, за народ, за Сталина. Советские гвардейцы — это бойцы и командиры образцовой дисциплины, организованности и военной выучки, приобретенной в боях. Советские гвардейцы — это воины, которые в каждом бою проявляют инициативу и изобретательность, чтобы наилучшим образом использовать свое оружие, усовершенствовать тактику действий. Советские гвардейцы — это питомцы великого Сталина. Заботливо растил и растит великий вождь железных солдат, мастеров военного дела. Воля Сталина, сила его несокрушимого .духа словно перелилась в сердца гвардейцев — лучших воинов нашей эпохи. Благодарный народ наш с любовью и гордостью взирает на своих сынов, чья грудь украшена горящей алым знаменем эмблемой. Закон гвардии прост и ясен. О нем хорошо сказал поэт-воин:
Гвардейцы не знают ни в чем промедленья,И, взяв молодецкий разгон.
Не ведая страха, идут в наступленье,
И в этом — их главный закон.
В приказе, посвященном 26-й годовщине Красной Армии, Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин потребовал, «чтобы боевой опыт и достижения передовых частей и соединений Красной Армии стали достоянием всех наших войск, чтобы вся Красная Армия, все ее бойцы и офицеры научились бить врага по всем правилам современной военной науки». Речь, следовательно, идет о широчайшем распространении гвардейского воинского умения среди наших войск.
Огромный боевой опыт накопили наши гвардейские соединения. Каждый род войск имеет теперь у нас свою гвардию, обладающую традициями, рожденными в боях, воинскими навыками и теми высокими нормативами физического и нравственного напряжения, которыми гордятся воины-ветераны и восхищаются новобранцы.
Пехотинцы-гвардейцы Ленинградского фронта сумели во время прорыва блокады перебежать ледяную Неву в четыре минуты. Это был тот неслыханно короткий срок, который дал им возможность ошеломить противника и овладеть его укреплениями. С огромным мастерством осуществляют тактику тарана, дробления и окружения неприятельских сил гвардейцы-танкисты маршала Ротмистрова. Гвардейцы генерала Катукова давно прославилась своими танковыми засадами. Всей армии известны блистательные успехи наших крылатых гвардейцев. Только восемь летчиков во главе с дважды Героем Советского Союза гвардии майором Покрышкиным сбили в одном районе двести немецких самолетов. Доблесть и умение советских артиллеристов-гвардейцев вызывают удивление всего мира. Под Ленинградом гвардейские батареи майора Медведева без промедления подавили восьмиорудийную батарею 155-миллиметрового калибра, которая одна, по дьявольскому замыслу гитлеровцев, должна была обратить в руины целые кварталы Ленинграда.
Советские гвардейцы искусно выгладили ее, произвели тщательную звуковую разведку, сделали аэрофотосъемку и накрыли дальнобойные пушки гитлеровцев точными залпами.
Неистощимая сокровищница военного опыта заключена в действиях наших гвардейских частей и соединений. Достаточно оглянуться на боевой путь любой из советских гвардейских дивизий, чтобы понять, каким богатством они обладают.
3-я стрелковая гвардейская дивизия, например, воевала на Волховском фронте — обороняла Ленинград. Затем она дралась под Сталинградом, отличилась в боях под Котельниково, громила немцев на Маныче, освобождала Новочеркасск, сражалась на рубеже реки Миус.
Спустя некоторое время дивизия в числе других соединений первой ворвалась Е город Волноваху, за что и получила, согласно приказу Верховного Главнокомандующего, наименование «Волновахская». Таков еще далеко не завершенный путь одной гвардейской дивизии. А сколько их в составе Красной Армии!
Великий путь прошла Красная Армия — от Сталинграда до Луцка. На этой дороге она, ломая вражескую оборону, обращая в груды бесформенного железа и щебня, в прах и пыль его фортификационные линии, совершила великолепный прыжок через Днепр. В авангарде шла гвардия. Только за пять месяцев прошлого года 169 гвардейским частям и соединениям были присвоены наименования по названиям городов, которые они освободили от немецких захватчиков. За этот же срок пять гвардейских соединений было награждено орденом Ленина, три — орденом Суворова и семьдесят — орденом Красного Знамени. Это значит, что наши гвардейцы не довольствуются прошлой славой, а воинскими трудами добывают себе новую честь. 7-я гвардейская Краснознаменная кавдивизия стала Житомирской, 5-й гвардейский Краснознаменный минометный полк стал Киевским, 2-я гвардейская штурмовая авиадивизия стала Черниговско-Речицкой, 13-я гвардейская Краснознаменная и ордена Ленина стрелковая дивизия стала Полтавской. Названия русских городов звучат по-новому, озаренные гвардейской славой!
В этой войне накопление боевого опыта совершается крайне быстрыми темпами. Ушли в далекое прошлое те времена, когда армии искали исхода кампании в хитроумных передвижениях войск, избегая встречи с противником. Невозвратимо исчезли войны, судьба которых решалась одним-двумя сражениями. Давно уже отжили свой век войны, длившиеся годами, но состоявшие всего из нескольких битв, в промежутках которых армии накапливали силы, спокойно располагались на зимние квартиры. Ныне война ведется беспрерывно, и если боевые действия временно затухают на одном участке фронта, то на другом они бушуют с новой силой.
Каждый день такой войны рождает бесценный боевой опыт, и рассадниками его в нашей армии являются гвардейские соединения, ибо это звание заслужено ими высокой степенью военного мастерства. Вот почему Верховный Главнокомандующий потребовал в своем приказе «смелее и шире внедрять в боевую практику опыт передовых гвардейских частей и соединений». Распространение этого опыта нужно и можно вести самыми разнообразными средствами. Одно из первых мест принадлежит здесь военной печати. Ее долг — быстро и широко популяризировать передовой гвардейский опыт. Многое могут сделать в этой области и военно-учебные заведения.
Но основная учеба на гвардейском опыте должна осуществляться на фронте. Соседи гвардейской части или соединения должны внимательно присматриваться к стилю ее боевых действий, на ходу изучать гвардейскую науку побеждать, смело вводить у себя то новое, чем владеют передовые войска. Счастлива та дивизия, рядом с которой дерутся гвардейцы. Она может легко позаимствовать у своего соседа многое такое, что ей пригодится буквально на следующий день.
Части, выведенные в резерв или находящиеся в тылу на формировании, должны широко, использовать свои офицерские собрания для живого ознакомления с передовым гвардейским опытом. Разбор операции, проведенной гвардейским соединением, доклад о практике взаимодействия с приданными частями, лекция о метолах воинского воспитания гвардейцев — всё это сослужит неоценимую службу нашим рядовым формированиям. Каждое из них обязано стремиться к тому, чтобы заслужить почетное гвардейское звание.
Советская гвардия — краса и гордость Красной Армии, цвет ее войск. Пройдут годы, зазеленеет трава на полях, изрытых снарядами, зарубцуются раны солдат, но имя гвардейца-сталинца навсегда останется в сознании народа символом искусного и геройского служения Отчизне.
И высшей похвалой нашей гвардии будут звучать слова великого Сталина, обращенные им ныне ко всей Красной Армии: «бить врага, как бьют его наши славные гвардейцы».