С 1 мая 2018 года сайт «ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945» начал работу. Отчётный срок — 1 мая 2020 года. Что будет — см. тут. А Именно сейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами или трудом.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
20.6.2018 — Россия
вернуться к списку
Учиться на опыте каждого боя
Учиться на опыте войны — это означает прежде всего учиться на опыте каждого боя. Бой — не только самая серьезная и наиболее ватная проверка моральных и физических качеств подразделения и части в целом и всякого из их бойцов и офицеров в отдельности. Одновременно бой является и лучшей школой воинского мастерства. Он до конца обнажает всё отрицательное, что есть в боевой работе тех иди оных воинов, в организации управления, со всей силой подчеркивает положительные черты действий и вносит много нового в тактику, в приемы использования различных средств борьбы. Необходимо лишь своевременно и целиком учитывать все уроки боя, настойчиво совершенствоваться на его опыте. Чтобы день за днем подниматься на ступеньку выше в своем мастерстве, как того требует товарищ Сталин, командир обязан в первую голову вдумчиво, глубоко изучать опыт каждого боя.

Бой быстротечен. Когда он закончился, картину его во всех деталях не всегда легко воссоздать. Но каких бы это трудностей ни стоило, командир обязан «делать всё, чтобы не упустить ни одну крупицу нового, ни одно зерно поучительного опыта, содержащегося в развитии боя. Правильно поступает командир батальона майор Андрианов, когда оп после завершения боя лично беседует с командирами рот, взводов и наиболее активными участниками борьбы, выясняя все подробности их действий. Именно здесь, в визовых подразделениях, которые стояли у самого истока боя, хранится ценнейшая сокровищница опыта. Долг командира — сообщить весь этот опыт, критически осмыслить его и немедля сделать должные практические выводы для себя, для своих подчиненных.

Многие командиры взяли себе за правило: каждый раз, продумав уроки боя, заносить в свою походную тетрадь ряд конкретных, четко сформулированных выводов из этих уроков. Ничто не развивает так военного мастерства, как взрослое, критическое осмысливание повседневной боевой практики. Нельзя ожидать, сложив руки, пока высшие инстанции, изучив опыт многих боев, не укажут сами на те или иные выводы, которые следует сделать из боевой действительности. Время на войне бесконечно дорого., время не терпит! Долг командира — самому, по горячим следам, практически учиться на опыте сражений. Но это — только одна сторона дела. Другая, не менее важная, — неустанное совершенствование подчиненных на уроках каждого боя.

Уже на следующий день после боя командир роты гвардии старший лейтенант Филичев провел с сержантским составом разбор осуществленных наступательных действий. Учитывая наиболее характерные черты этого боя, офицер главное внимание уделил тому, как. командиры отделений управляли своими бойцами. Он подверг критическому разбору ошибку гвардии старшего сержанта Коровина, который, вырвавшись вперед, бросил свое отделение и действовал по сути, как рядовой боец. Он подробно разобрал отличную боевую работу гвардии сержанта Дудника, который всё время умело управлял своим отделением, видел каждого бойца, держал под рукой ручного пулеметчика, ставил задачи всем своим подчиненным. Отделение Дудника обеспечило успех атаки всей роты. Разбор многому научил командиров отделений. Но командир роты не успокоился на этом. На следующий день он провел тактическое занятие, на котором командиры отделений совершенствовались в управлении бойцами при наступлении. Надо ли говорить, что после этого каждый из них прочно усвоил уроки боя, подлинно вырос на его опыте!

Такие разборы, ставшие системой во многих частях, являются одной из наиболее действенных форм совершенствования военного мастерства в ходе сражений. Необходимо лишь помнить, что ценность разбора определяется прежде всего тем, насколько он конкретен, насколько правильно он нацелен. Бывают еще случаи, когда разборы носят общий характер. Здесь говорят сразу обо всем, а по сути ни о чем так дельно и поучительно, как требуется. Вместо обстоятельного, критического разбора важнейших сторон действий дело сводится к общему обзору хода боя, общим рассуждениям о том, что хорошо и что плохо. Попятно, что подобные разборы приносят мало пользы.

Изучая и пропагандируя боевой опыт, командир обязан выделить в нем главное, самое характерное и поучительное, и именно на этом главном сосредоточить внимание своих подчищенных. Если наиболее характерной чертой минувшего боя была борьба в траншеях противника, нужно, следовательно, всесторонне проанализировать именно эту сторону боевой работы. Если в ходе боя вскрылось недостаточное умение ряда командиров неразрывно взаимодействовать с приданными средствами, эффективно их использовать, — значит надобно поставить во главу угла вопросы взаимодействия.

Для того, чтобы каждый бой учил людей, был новой вехой на пути совершенствования их военного мастерства, практическая учеба на опыте боя должна следовать вплотную за ним. Между тем известны факты, когда некоторые командиры откладывают такую учебу «до лучших времен», пока не наступит затишье или подразделение не будет выведено в резерв. Поступая так, эти командиры совершают большую ошибку.

В одном из первых боев, проведенных Н-ской частью, обнаружилось, что многие ее бойцы не умели сочетать огонь с движением. Одновременно бой показал, что некоторые стрелки вообще недооценивают свое оружие, возлагая все надежды на артиллерию, танки, авиацию. Что должен был делать командир? Ожидать, пока часть не выйдет из боев, чтобы затем на покое развернуть соответственную работу среди личного состава? Конечно, нет. Это означало бы допускать повторение непростительных ошибок, ослаблять силу ударов части. Командир, разумеется, не пошел по этому порочному пути.

В тот же день, не медля и часа, он вызвал к себе командиров подразделений, обстоятельно проинструктировал их, нацелил на эти вопросы партийную организацию, словом, мобилизовал все силы, все средства, чтобы быстро устранить вскрытый боем недочет. Вслед за тем во всех подразделениях, используя буквально малейшую возможность, начали проводить занятия с бойцами, тренировать их. В последующих боях часть действовала несравненно лучше.

Это — наглядный пример умелого, действенного усвоения уроков боя. Надо помнить, что боевой опыт — не какое-то академическое хранилище знаний, потребных для далекого будущего. Ценность его прежде всего в том, что он помогает еще лучше сражаться, ведет вперед, расчищая пунь к победам. Боевой опыт вчерашнего боя должен служить части уже сегодня, как, верное и сильное оружие. Вот почему ни при каких обстоятельствах нельзя медлить с изучением этого опыта, а нужно энергично и решительно осваивать его, тотчас внедрять в боевую практику.

Учиться самому на опыте каждого боя и настойчиво обучать на этом опыте всех своих подчиненных — такова непременная обязанность командира, таково одно из важнейших условий его успешной боевой работы.

// Красная звезда № 140 (5820) от 14 июня 1944 г.
Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^