ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
30.5.2020
Москва
к списку
Штурмовые действия истребителей
Руководствуясь накопленным боевым опытом, можно с уверенностью сказать, что летчики-истребители почти на всех этапах боя смогут найти себе цели для штурмовки в тылу противника и нанести ему серьезный урон. Во время наступления наших войск такими целями явятся подходящие резервы противника, а затем, когда начнется период преследования, — его отступающие колонны, отдельные отставшие группы, обозы и т. д. Когда противник полностью окружен и блокирован — штурмовые действия истребителей принесут особенно большую пользу, так как в районе изоляции обычно работает вражеская транспортная авиация, а наземные группы тоже пытаются оказать помощь блокированным войскам извне.

Надо отметить, что огонь истребителя достаточно мощен и точен, чтобы поражать и выводить из строя самые разнообразные объекты в тылу противника. Колонны автомашин, живая сила, железнодорожные составы и паровозы, повозки, — всё это вполне поддается воздействию пушек и пулеметов истребителя. Конечно, успех каждой атаки во многом будет зависеть от тактики действий, от способа штурмовки, который изберут летчики, обнаружив ту или иную цель. Для поиска и штурмовки объектов вражеского тыла, удаленных от линии фронта до 50—100 километров, лучше всего высылать небольшие группы истребителей. Полет таких групп обычно бывает менее заметен и не вызывает у противника особых подозрений, что обеспечивает внезапность действий. Кроме того, командиру небольшой группы легче управлять» своими ведомыми, а летчикам удобнее производить маневр на большой скорости. Построение маршрута и высота избираются в зависимости от метеорологических условий и задачи полета. Однако в принципе истребители-штурмовики, вылетающие на поиск наземной цели, должны держаться основного правила: обходить густо населенные районы и места, прикрытые зенитной артиллерией и истребителями противника; действовать скрытно и наносить внезапные удары наверняка. Лучший способ поиска цели — скрытое наблюдение со стороны. При этом важно выждать удобный момент для нанесения удара. Летчики нашей истребительной части, вылетавшие на штурмовку, всегда старались выследить цель, находясь в стороне от нее, из-за облачности, или же, изучив район предполагаемого движения противника, они неожиданно появлялись там. Это помогало нанести верный, безошибочный удар, после чего самолеты сразу отходили в сторону. Зачастую уже самый характер цели подсказывает ведущему, как надо действовать, какой применить метод атаки. После нескольких штурмовых ударов по железнодорожным эшелонам мы убедились, что атаковать их на станциях истребителям не всегда выгодно. Во-первых, немцы, как правило, прикрывают железнодорожные станции сильным зенитным огнем и истребительной авиацией. Во-вторых, если даже эшелон или паровоз выведен из строя на станции, то противник сравнительно быстро может ликвидировать затор в движении. Конечно, бомбардировщикам или штурмовикам, действующим крупными группами, выгоднее всего атаковать именно скопление эшелонов на станции, но мелким группам истребителей целесообразнее действовать на перегонах. Короткий удар истребителей по эшелону, находящемуся в пути, будет более действенным и к тому же создаст затор в движении на довольно продолжительное время. Застигнув эшелон в пути, истребители, поочередно пикируя, стараются сначала огнем пушек и крупнокалиберных пулеметов вывести из строя паровоз. В последующих заходах они бьют уже по составу. Когда штурмующая группа внезапно выскакивает на перегон, можно атаковать эшелон развернутым фронтом, что дает большую вероятность попаданий. Но и тут надо добиться прежде всего вывода из строя паровоза, — т. е. полной остановки поезда. Эшелоны с горючим тоже выгоднее атаковать развернутым фронтом, ведя прицельный огонь из всех точек самолета. В отдельных случаях для уничтожения паровоза следует выделять летчика-снайпера. В зависимости от обстановки и от положения группы перед атакой заходы на штурмовку могут производиться различно — вдоль эшелона или сбоку, под некоторым ракурсом. Автоколонна противника, следующая по шоссе, — такая же выгодная цель для истребителей, как и железнодорожный эшелон, но более подвижная и гибкая. Поэтому при штурмовке автоколонн надо еще строже соблюдать принцип внезапности действий. Выходить на намеченный участок шоссе лучше всего со стороны тыла противника, причем истребители должны идти до определенного времени в стороне от шоссе (параллельно). Только когда создается обстановка, наиболее выгодная для атаки, они выходят прямо на автоколонну под углом или же делают доворот вдоль шоссе. Если атака совершенно неожиданна для противника, он не успеет рассредоточить свои машины и принять какие-либо меры противодействия налету. Конечно, командир группы истребителей, обнаружив ту или иную цель на дороге, должен быстро решить: стоит сразу атаковать ее или же следует поискать более выгодную цель. В практике наших летчиков были такие случаи, когда они, выскочив на шоссе, находили здесь только редкую колонну рассредоточешшх пустых машин. Не открывая по ним огня, самолеты проходили мимо и, пролетев несколько километров, обрушивали свой огонь на более густую колонну вражевких машин с людьми и боеприпасами. Когда ведущий выбрал цель для штурмового удара, атаки его летчиков должны быть точными, прицельными. Заходить на штурмовку автоколонны можно под углом, вдоль колонны и «змейкой». Но во всех случаях каждый летчик должен вести только прицельный огонь по определенному объекту. Попутно отмстим, что некоторые летчики до сих пор имеют неправильное представление о штурмовке группы или колонны вражеских автомашин. «Поливать огнем» несколько машин сразу, если даже они стоят почти рядом, не имеет смысла. Такая стрельба неприцельна и дает весьма низкий процент попаданий. Лучше всего стрелять по одной избранной цели с пологого пикирования. В процессе поиска целей истребители могут обнаружить и такие объекты, как группы живой силы неприятеля на привале, различные склады, заправочные пункты, обозы и т. д. Все эти цели, имеющие меньшее значение, атакуются с хода прицельным огнем, обычно без повторных заходов. Лишь в том случае, когда внезапно появившаяся цель очень важна, причем неприятель ошеломлен появлением наших самолетов и имеет слабое противовоздушное прикрытие, вполне допустимы повторные атаки. Действуя по наземным полям, летчики-истребители всё же постоянно должны помнить и о воздушном противнике. Это означает, что нельзя увлекаться только одной штурмовкой наземных объектов, и часть боеприпасов надо оставлять для возможного воздушного боя. Истребителю-штурмовику ввязываться в воздушный бой над территорией, запятой противником, явно невыгодно. Но если представится случай внезапно атаковать одиночный вражеский самолет, особенно транспортный, летчик вполне может рискнуть. Наносить такой удар надо наверняка, имея превышение и преимущество во внезапности.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны