Передовицы
Авторские
Стихотворения
Неавторские
Сообщения ТАСС
Прошло уже более двух лет, сказал Пуяд, с тех пор, как эскадрилья «Нормандия» заняла свое место на советско-германском фронте, плечом к плечу с мужественными летчиками Красной Армии. Мы сумели твердо и высоко держать в СССР трехцветное знамя и поддерживать престиж французской авиации. Какой путь проделан за два года! Тогда был Сталинград. Самые тяжелые дни войны. Теперь мы у Балтийского моря. Наши товарищи, оставшиеся на фронте, сражаются уже не в небе дружественной страны, а над вражеской территорией. Враг теряет одну позицию за другой и отступает, приближаясь к последнему рубежу.
К концу 1943 года эскадрилья «Нормандия» сбила 77 неприятельских самолетов, 9 самолетов возможно сбиты и 16 повреждены. Теперь же на счету нашей эскадрильи 199 сбитых самолетов, 26 возможно сбитых и 28 поврежденных. За некоторые особенно удачные бои мы получили благодарность советского командования. 22 сентября 1943 г., используя тактическую внезапность, в схватке, продолжавшейся несколько минут, 10 наших летчиков сбили 9 неприятельских самолетов, не понеся при этом никаких потерь. Особенно ожесточенные бои происходили 16 октября 1944 года, во время наступления в Восточной Пруссии За один день наша эскадрилья сбила 29 неприятельских самолетов, совершив более 120 вылетов В течение 7 часов наши самолеты находились в воздухе, где происходили непрерывные бои.
Мы верим, сказал в заключение Пуяд, что новый, 1945 год будет годом победы. Эскадрилья «Нормандия» будет продолжать выполнять свой долг на советско-германском фронте до конца, полнимая престиж французской авиации и укрепляя тем самым любовь к Франции в СССР.
Официальные сообщения
Документы
От Советского Информбюро:
На территории ЧЕХОСЛОВАКИИ северо-восточнее города ЛУЧЕНЕЦ наши войска с боями заняли населённые пункты ЛИЦИНЦЕ, ЦЕМЕРСКЕ ЛЕВЕРЕ, ПОЛИНА, СКЕРЕ-ШОВО, ВЫШНИЕ и НИЖНИЕ ВАЛИЦЕ, УЗОВСКА ЛАНИТА, БАЛОГ, МЕЛЕХЕДЬ, ДРАШИЦЕ, СЛОВАЦКИЕ ЗАГОРАНЫ, ТЭРЬЯКОВЦЕ.
В городе БУДАПЕШТЕ наши войска, продолжая бои по уничтожению окружённой немецко-венгерской группировки, овладели военным госпиталем № 2, сапёрными и железнодорожными казармами, военно-продовольственными складами, товарной станцией, западным вокзалом, городским театром Вароши, центральной клиникой, табачной фабрикой и заняли более 160 кварталов. За 14 января в БУДАПЕШТЕ наши войска взяли в плен 4.790 немецких и венгерских солдат и офицеров.
На других участках фронта – поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.
За 14 января наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 137 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 60 самолётов противника.
Западнее города Хмельник немцы также подтянули крупные резервы пехоты и танков и с хода бросили их в бой. Наши части не только отбили все контратаки гитлеровцев, но и, совершив обходный маневр, вышли с севера и юга к крупному узлу коммуникаций городу Енджеюв. Вражеский гарнизон оказал сопротивление, но был быстро разгромлен. Наши войска истребили в этом районе два полка немецкой пехоты, уничтожили 74 полевых орудия и несколько десятков танков и бронетранспортёров.
Противник, отступающий под ударами советских войск, несёт огромные потери в живой силе и технике. Только за первые два дня наступления наши войска, по неполным данным, захватили 116 немецких танков, 379 орудий разных калибров, около 1.000 автомашин с различными грузами, много складов с боеприпасами и военным имуществом.
* * *
В Чехословакии северо-восточнее города Лученец наши войска вели наступательные бои. Части Н-ского соединения, действующие в трудных условиях горно-лесистой местности, продвинулись вперёд на 10 километров и овладели узлом дорог Мелехедь. На другом участке наши войска отразили несколько вражеских контратак и, совершив успешный манёвр, нанесли немцам тяжёлый удар. Противник отступил, оставив на поле боя сотни трупов своих солдат и офицеров. Разбит наголову 228-й немецкий горнострелковый полк. Взято в плен свыше 400 солдат и офицеров противника.
* * *
В Будапеште наши войска вели бои по ликвидации окруженной группировки противника. Очищая от гитлеровцев центральные улицы города, наши гвардейские части овладели западным вокзалом и ведут бои на расстоянии менее километра от Дуная. Войска, наступающие по левому берегу Дуная на юг, заняли набережную Фельше и десять промышленных предприятий. Другие советские части, наступающие по левому берегу на север, выбили немцев из ряда кварталов. Отдельные группы вражеских солдат и офицеров складывают оружие и сдаются в плен. За день наши войска захватили 7 танков и самоходных орудий, 4 бронетранспортёра, 50 полевых орудий, из них 7 тяжелых, 12 повреждённых самолётов, 5 паровозов, 70 железнодорожных вагонов, 766 автомашин, много пулемётов, автоматов и винтовок.
* * *
Взятый в плен на 1-ом Украинском фронте обер-ефрейтор 188-го полка 68-й немецкой пехотной дивизии Вилли Гейнц рассказал: «Солдаты со страхом ждали русского наступления. Офицеры неустанно твердили, что наши позиции очень сильно укреплены и мы должны их удерживать любой ценой. 18-го декабря каждого солдата обязали прочесть и подписать особый листок, в ком-ром было напечатано следующее: «Я поставлен командовавшем в известность, что в случае моего перехода на сторону русских весь мой род – отец, мать, жена, дети и внуки будут расстреляны». Солдаты были возмущены, но все молча подписали эту бумажку. Однако гром русских орудий оказался страшнее угроз немецкого командования. Это был настоящий ад. Такого ужаса мы ещё никогда не испытывали. От артиллерийского огня мы понесли огромные потери. В траншеях вперемежку валялись раненые и убитые солдаты. Раненые взывали о помощи, но никто им её не оказывал. Некоторые солдаты сошли с ума. Русские нанесли нам страшный удар. О сопротивлении нечего было и думать. Я с группой солдат сдался в плен».