Передовицы
Авторские
Стихотворения
Неавторские
Сообщения ТАСС
Перед тем, как ответить на вопросы журналистов, Келлер сделал обзор состояния репатриации французских военнопленных и граждан, отправленных в свое время немцами на работу в Германию.
«Все французы этих категорий, находившиеся в Советском Союзе в специальных лагерях, — заявил Келлер, — к концу июля были репатриированы, за исключением 16 больных. На территории Советского Союза не осталось ни одного лагеря для французов. В Советском Союзе остается не установленное еще, но небольшое число одиночек-французов, которые либо в свое время бежали из Германии, либо отбились от колонн освобожденных, либо, наконец, пытались собственными средствами добраться до родины. Число таких одиночек невелико: их, может быть, несколько сотен. Некоторые из них вообще не собираются вернуться во Францию. Поиски их в такой огромной стране, как Советский Союз, сопряжены с трудностями, но я должен отметить, что всякий раз, когда советские власти обнаруживают таких одиночек, принимаются меры к их репатриации».
Келлер специально остановился в своем обзоре на помощи, оказываемой советскими властями французской военной миссии по репатриации. «Соответствующими советскими властями, — сказал он, — были даны указания всем административным, политическим и пограничным властям Советского Союза извещать французскую миссию о всех случаях обнаружения одиночек-французов. Советские власти делали и делают все, что в их силах. Больные французы пользовались самым внимательным уходом в русских госпиталях».
«Наиболее трудной проблемой, — продолжал Келлер, оказалась репатриация эльзасцев и лотарингцев, принудительно мобилизованных в германскую армию и взятых в плен советскими войсками. Они были взяты в плен в немецкой военной форме, некоторые из них не имели документов, многие из них не знают французского языка. Советские власти признают, что эльзасцы и лотарингцы являются французами и должны быть репатриированы во Францию. Но работа по выяснению личности трудна. Эти лица разбросаны по многочисленным лагерям немецких пленных. Немало немцев хочет, воспользовавшись обстоятельствами, выдать себя за эльзасцев или лотарингцев. Единственным средством является проведение в Эльзасе и Лотарингии переписи лиц, мобилизованных в германскую армию и пропавших без вести.
Советские власти делают все, чтобы разыскать эльзасцев и лотарингцев в многочисленных лагерях немецких пленных. Во всех случаях, когда мы обращались к ним, нам была оказана максимальная помощь».
Генералу Келлеру было задано много вопросов относительно положения французов в лагерях Советского Союза. Келлер еще раз повторил, что советские власти сделали для французов все, что было в их силах. Келлер и присутствовавший на пресс-конференции представитель министерства иностранных дел опровергли утверждения некоторых французских журналистов о том, будто французы, находившиеся в Советском Союзе, были лишены возможности переписываться со своими родственниками во Франции.
Следствием установлено, что политическое руководство Финляндии, состоявшее в 1941 г. из Рюти, Вальдена, Кукконена, Таннера и других, явно способствовало вовлечению Финляндии в войну против СССР. В 1943 и 1944 гг. Линкомиес, Вальден, Таннер и другие решительно осуществляли политику, направленную к тому, чтобы воспрепятствовать выходу Финляндии из войны. Они существенно повлияли на заключение без ведома сейма соглашения между Рюти и Риббентропом, по которому Финляндия обязывалась продолжать войну против СССР на стороне Германии и не заключать сепаратного мира без согласия Германии. Таким образом, эти лица повинны в затягивании войны против СССР.
В связи с этим правительство Финляндии вынесло постановление об аресте указанных лиц.