ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
22.3.2023
Москва
к списку
Кольберг
Удар танковых соединений и пехоты 1-го Белорусского фронта в Северной Померании был настолько стремительным, направление главного удара было столь неожиданным для противника, что германские войска в первые же дни наступления были расчленены, изолированы и лишены управления. Отдельные группы, именовавшиеся по фамилиям своих командиров, бродили по лесам. Наши войска окружали и уничтожали эти группы, не успевшие добраться до Одера. Более многочисленные войсковые отряды немцев отступали на север, к Балтийскому морю, и старались задержаться на каждом удобном рубеже. Чем ближе разбитые германские войска откатывались к морю, тем упорнее становилось их сопротивление.

Одним из таких очагов обороны и являлся город и порт Кольберг, расположенный на берегу моря и имеющий гавань с двумя молами. Еще в начале наступления наши танковые соединения, вышедшие к морю западнее Кольберга, поставили войска, находящиеся в городе, на юге и на востоке от него, в тяжелое положение. Полукольцо вокруг Кольберга сжималось ежедневно, и, наконец, немецкий гарнизон был взят за горло.

Германское командование пыталось превратить в крепость и этот город. Здесь, помимо регулярных частей, были сформированы учебный полк, крепостные батальоны, специальные пулеметные части. С моря кольбергскую группировку огнем поддерживали корабли. На днях в разгар боёв в город на судах был переброшен свежий полк.

Приказы германского командования истошно кричали о защите города до последнего солдату. А для того, чтобы эта звучало убедительнее, по дороге на Кольберг и в самом городе эсэсовцы повесили нескольких солдат и цивильных своих соотечественников. На груди первых они написали: «Я повешен за то, что плохо воевал». На груди вторых: «Я повешен за то, что рано хотел эвакуироваться».

Паническое бегство мужского населения, в том числе и нацистов, стало типичным явлением и мешало формированию батальонов фольксштурма, на которые немецким командованием возлагались большие надежды. Вот почему так свирепо ополчились эсэсовцы на стариков и подростов, бросивших свои очаги и бежавших, куда глаза глядят.

Когда наши войска подошли к Кольбергу, началась борьба за каждую улицу и каждый дом. Одновременно начали штурмовать кварталы города войска 1-й польской армии генерал-лейтенанта Поплавского. Бои длились несколько дней.

Высшее германское командование приказывало кольбергской группе держаться и обещало скорую помощь. Офицеры загоняли солдат в подвалы, на чердаки и угрожали расстрелом за отступление. Немцы ожесточенно сопротивлялись, устраивали амбразуры в каждом доме, строили баррикады.

Но квартал за кварталом, улица за улицей, дом за домом переходили в руки наступающих частей. В это время мелкие транспорты подходили к кольбергской гавани, сгружали снаряды, оружие, свежие подкрепления, а крупные — били из корабельных орудий по расположению наших войск.

Вчера в городе разгорелся особо ожесточённый бой. Сопротивление германского гарнизона было отчаянное. Однако после упорных боёв в восточной части города было взято еще шесть кварталов, и войска подошли к морю.

Сегодня штурм горда увенчался полным успехом, остатки кольбергского гарнизона частично взяты в плен, частично сброшены в море. Город очищен от врага. Так неудачно закончилась еще одна попытка германской армии остановить наступление войск маршала Жукова.

1-й Белорусский фронт, 18 марта. (По телеграфу).
Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны