Немецкое командование намеревалось задержать наше наступление в Померании. Противник возлагал большие надежды на свои укрепления и на то, что наступательный порыв войск 1-го Белорусского фронта иссякнет и немецкие дивизии получат передышку, отсидятся за грядой дотов, рвов, озер, рек. Гитлер мечтал превратить Померанскую провинцию в арену, где произойдут сражения, которые изменят ход войны в благоприятную для Германии сторону. Поэтому он приказал изо всех сил отстаивать каждый рубеж, каждый город и хутор. Но Померания стала ареной нового поражения Германии, ареной нового разгрома немецких дивизий.
Запас наступательной энергии наших войск был неиссякаем, снабжению армий было организовано так, что они бесперебойно получали всё необходимое, коммуникации работали отлично, — и мечты немцев не оправдались.
Немецкая оборона в Померании разлезлась по швам так быстро, что события превзошли все ожидания.
В дни, когда танкисты генералов Катукова и Богданова, артиллеристы, кавалеристы и пехотинцы прорвали оборону в Южной Померании и устремились к морю, немцы продолжали с яростью удерживать позиции южнее города Шифельбайн. Здесь укрепления немцев были запрятаны в густых хвойных лесах, возведены по берегам рек и многочисленных озер, которые тянутся с востока на юго-запад на много десятков километров сплошной цепью и сами по себе представляют трудно проходимую преграду. На вершинах крутых холмов этого участка обороны противника, являвшегося по отношению к другим центральным, все было приготовлено для длительной Обороны: окопы, траншеи, доты, рвы, лесные завалы, проволочные заграждения. В лесных пущах были сосредоточены крупные силы.
Однако наши танкисты, конники, а вслед за ними пехотинцы разрезали оборону противника на части от южных пределов Померании до моря, достигли берегов Балтики и низовий Одера и тем самым свели на нет оборонительные сооружения немцев, в лесах Южной Померании. Когда лесные рубежи немцев были обойдены наступающими советскими войсками и частями 1-й польской армии и кольцо окружения сжалось вокруг немецких дивизий непосредственно в районе озер, немцы заметались. Они воочию увидели, что все их надежды рухнули.
Стремясь разорвать кольцо окружения, вражеские дивизии не раз предпринимали контратаки, но все эти попытки были тщетны. Из котла вырваться было невозможно.
И все же, несмотря на безнадежность своего положения, немцы продолжали оказывать упорное сопротивление. Гитлер обещал бросить на помощь танковую дивизию, но она к этому времени сама оказалась в котле в районе Данцига. Положение для окруженных немецких дивизий всё более осложнялось.
Наши части и польские дивизии, не ослабляя натиска, продолжали свое движение вперед. Немцы были выбиты из городов Шпфельбайн и Польцин, Фалькенбург и Драмбург. Немцы были также отброшены с рубежа озер и очутились в лесах южнее Шифельбайна. Туда же были загнаны остатки разгромленных немецких частей с побережья моря.
Завершив окружение, наступающие немедленно начали ликвидацию попавших в котел немецких войск. Операция эта была завершена в предельно короткие сроки — менее чем в три дня, что еще раз характеризует высокое мастерство наступающих. Захлопнутые немецкие части были разрезаны надвое. Советские танкисты и кавалеристы в течение дня ликвидировали отсеченную северную группировку войск, а на другой день танкисты и конники расчленили на две части остальную часть котла. На третий день ликвидацию остатков окруженных немецких дивизий завершили пехотинцы 1-й польской армии.
Я приехал в район Шифельбайна на третий день, когда наступающие уже вылавливали в лесах разбежавшихся немцев и вели бой с мелкими группами, не хотевшими сложить оружия. По шоссе от Драмбурга до Шифельбайна уже шли колонны пленных. На дороге валялись сотни брошенных телег и машин, трупы немцев, на позициях стояли готовые открыть огонь немецкие пушки.
Я побывал и в опорных пунктах лесной обороны немцев после взятия нами городов Драмбурга, Шифельбайна и Полышна. Здесь картина разгрома еще более разительная. Улицы, дворы, площади были забиты штабными автобусами и легковыми автомашинами с ворохами бумаг, свертков, узлов, чемоданов. Тут же стояли на полном ходу броневики, танки, самоходные орудия.
После ликвидации котла южнее Шифельбайна наступающие советские войска и польские части получили новую задачу и ночью снялись с позиций. Один устремились к морю на Кольберг, где еще продолжалась борьба, другие — на Штеттин и К Штеттинской бухте.
Сегодня войска фронта, сломив сопротивление окруженного в Кольберге гарнизона немцев, овладели городом-портом.