Непокоренные поднимали знамя священной борьбы славян с фашистскими палачами. созывали под это знамя борьбы и мести верных сынов чехословацкого народа.
Десятки, сотни, тысячи обездоленных шли на этот зов в горы, и слова партизанской клятвы звучали над вершинами седых Карпат.
Обнажив головы, в братском боевом строю зрелые мужи, старики, юноши и девушки принимали присягу на верность Чехословацкой республике.
Отряд назвали именем маршала Сталина.
Не хватало оружия. Эжен Новак, избранный командиром партизан, призвал к себе артиллериста Павла Виерга.
— Ты — смелый человек, Павел, и честь первого боя я отдаю тебе. Иди за оружием, путь к нему — через трупы немцев.
Виерг в тот же день спустился с гор во главе группы почти безоружных, но полных отваги людей.
В долине реки Ваг крестьяне по-братски встретили партизан, накормили их и указали место, где расположился немецкий гарнизон. Без шума, без выстрела вошли партизаны в селение. Юлиус Калинчак снял тесаком часового, и гитлеровский гарнизон был разоружен и перебит. Караван навьюченных лошадей ушел в горы с оружием, боеприпасами и продовольствием, захваченными у фашистов.
Слава о боевых делах отряда имени Сталина прокатилась по всей Чехословакии. Партизаны взрывали мосты, нападали на автоколонны, громили немецкие штабы.
К Татрам стягивались крупные части гитлеровцев. Трудные дни переживали сдавленные вражеским кольцом партизаны, были на исходе боеприпасы, продовольствие, суровая зима застилала метелями горные станы героев.
И тогда в горы пробились два посланца из низины. Это были рабочие. Они принесли от шахтеров символический дар — красные звездочки, сделанные руками рабочих, и коротенькое письмо: «Мы знаем, что вам очень трудно, мужайтесь, весь народ с вами. Наши братья-русские близко. Час победы недалёк, не опускайте оружия, смерть немцам!».
Так писали шахтеры партизанам. Лагерь ожил, подбодрился. Но оставаться в горах было невозможно. Штаб решил прорвать кольцо фашистов и с боями двигаться к линии фронта.
В условленный день спустились в долину Немцы были всюду, завязался неравный героический бой партизан с эсэсовскими частями.
Бессмертной славой покрыли свои имена верные сыны чехословацкого народа.
До последнего патрона бил немцев из своей винтовки скромный словацкий ученый Франтишек Клемпа, в жизни своей не помышлявший о военной службе. У него была тяжелая болезнь сердца, но он скрывал ее от товарищей и ушел с ними в горы, деля все тяготы партизанской жизни.
— Вперед, славяне! — — звал он в последнюю минуту боевых друзей. Немецкая пуля оборвала жизнь пламенного патриота.
Вместе с отцами и братьями храбро разили врага словацкие девушки-героини Софья Станович и Аня Кахничева.
Раненую Софью Станович схватили немцы. Девушку долго и жестоко пытали: враги добивались сведений об отряде.
Ни слова не промолвила палачам Софья Станович. свято храня партизанскую клятву.
Фашисты выкололи девушке глаза, отрезали груди и обезображенную, еще живую повесили на придорожном дереве в долине.
Отряд пробился из окружения и после стремительного рейда по немецким тылам вышел к линии фронта, где уже дрались части Красной Армии, опрокидывая и уничтожая фашистские полчища.
* * *
Советские полки все глубже и глубже врезались в Карпаты, на горных вершинах разгорались огни новых боев, на окраине города Кошице советские автоматчики ворвались в немецкий штабной блиндаж.
Гитлеровцы готовились к бегству. Набитые ворованным добром чемоданы были туго стянуты ремнями, а за земляным валом стояла автомашина. Штабной шофер не стал ждать господ офицеров, он правильно рассчитал время и, бросив машину, сбежал раньше своих хозяев.
Под крылом автомобиля лежал гитлеровский штабист, прошитый автоматной очередью, в посиневшей руке немец сжимал большой ключ.
Солдаты взяли находку. Тяжелый ключ был из чистого золота, расписанного тонко узорчатой резьбой. Это был ключ от ворот города Кошице. Сейчас он возвращен своему подлинному хозяину.
Город возвращается в жизни после долгих лет зверского хозяйничанья немцев. Люди долго осматривали дома и улицы, как будто попали сюда впервые.
Вот древний славянский памятник — бревенчатая церковь с башней, звонницей, построенная еще в XVII веке. Немцы хотели сжечь древний памятник славянской культуры. Но рабочие, ремесленники и интеллигенция города дружно отстояли и сберегли историческую редкость — церковь-музей, в котором собраны древние славянские рукописи и работы народных словацких мастеров.
На центральной улице города есть место, которое названо галереей смерти. На фонарных столбах здесь были повешены солдат чехословацкой армии, учитель, партизан, студент, коммунист и наборщик. Трупы висели полмесяца, охраняемые агентами гестапо. Страшное, черное время. Этот кошмарный сон развеяла Красная Армия.
Я видел в Кошице и коренастого Эжена Новака, и юношу с темными глазами Оскара Вертхаймера в мундире лейтенанта чехословацкой армии, и артиллериста Павла Виерга в простой солдатской шинели. Они продолжают борьбу с врагом родного края...
На Карпатах еще зима. В снегопадах и метелях идут доблестные советские солдаты в бой с Немцами. Знамена победных карпатских дивизий полощутся на подступах к Моравской Остраве.