Гитлеровское командование предпринимало отчаянные усилия, чтобы остановить победоносное движение наших войск. В начале марта немцы сосредоточили в районе юго-западнее Будапешта одиннадцать отборных танковых дивизий, в том числе дивизии 6-й танковой армии СС, переброшенной с Запада. Перейдя в наступление, немцы бросили в бой сотни танков, самоходных орудий, бронетранспортеров, огромное количество артиллерии, авиации и крупные силы пехоты. Они рассчитывали разгромить советские войска, с хода форсировать Дунай и захватить на его восточном берегу плацдармы для развития дальнейших успехов.
С этим наступлением немцы связывали далеко идущие планы. Достаточно напомнить хотя бы тот факт, что одиннадцать танковых дивизий составляли в то время примерно одну треть всех бронетанковых сил гитлеровской Германии.
Таким тяжелым кулаком замахиваются тогда лишь, когда дело идет о решении важнейших стратегических задач войны. Первой такой задачей для немцев являлось обеспечение Австрии и Южной Германии как последнего убежища гитлеризма. Но кулак этот ударил по стальной стене советских войск и сказался весь в ссадинах и кровоподтеках. В ожесточенных оборонительных сражениях соединения Красной Армии измотали противника, нанесли ему огромные потери. Планы немецкого командования рухнули, несмотря на то, что их подготовка была проведена за счет основательного ослабления гитлеровской армии на Западе. Вскоре войска 3-го Украинского фронта сами перешли в наступление и в течение нескольких дней вышли на подступы к Вене.
Борьба за Вену была короткой, но ожесточенной. Враг был снова разбит, и победоносные знамена развеваются сейчас на улицах освобожденной столицы Австрии.
Вена уже находится в тылу наших войск. Несколько дней тому назад нал Кёнигсберг. Достаточно посмотреть на карту, чтобы уяснить себе смысл событий, происходивших на двух оконечностях гигантского советско-германского фронта. Яростным сопротивлением на подступах к Вене и упорной обороной Кёнигсберга немцы хотели выиграть время, сковать наши силы, а по возможности и выиграть бои на флангах фронта. Это была обреченная игра, ибо осажденный Кёнигсберг, который немцы называли своим «северным флангом», на самом деле лежал глубоко в тылу наших войск, находящихся у Штеттина, а южный фланг, олицетворенный Веной, крошился с каждым днем под ударами советских дивизий. Красная Армия обеспечила свои фланги путем решительного разгрома вражеских сил.
Вена свободна. Семь лет тому назад Гитлер захватил столицу Австрии. Жители города, в оцепенении смотрели на танки и пушки, катившиеся по площадям и улицам города. Австрия была превращена в провинцию Германии — Остмарк. На древний город, известный своей красотой во всей мире, легли морщины горя... Австрийцы всегда ненавидели надменное пруссачество. Распавшаяся после Тридцатилетней войны Германия являла в XVII—XVIII веках жалкое зрелище. По выражению самих немцев, в ней было столько государств, сколько дней в году. Среди этого хаоса постепенно выделились два крупных государства — Австрия и Пруссия. Короли прусские издавна зарились на всё, что плохо лежит.
Когда Фридрих II, этот божок гитлеровской Германии, предательски захватил часть австрийских владений, он, отвечая на представления одного иностранного дипломата, заявил: «Не говорите мне о праве и чести. Пруссия должна иметь в виду только свои выгоды!».
Вскоре — в 1756 году началась Семилетняя война, в которой русская и австрийская армии выступили как союзные войска против Пруссии. В 1866 году Бисмарк, который, как говорили современники, «бил посуду при одной мысли о независимой политике Австрии», спровоцировал против нее новую войну.
Ненависть австрийцев к Пруссо-Германии имеет глубокие исторические корни. С этой точки зрения характерны последние дни гитлеровского владычества в Вене. Генерал войск СС Дитрих, известный своими злодеяниями в Харькове, а впоследствии командовавший танковой армией в Арденнах, был назначен начальником гарнизона Вены. Он заявил: «Вена будет сохранена для Германии». Эти хвастливые слова застряли в горле генерала — его убили на улице. Немцы настаивали на том, чтобы жители Вены вместе с гарнизоном защищали город. Немцы хотели обратить австрийскую столицу в развалины. Гитлер всегда ненавидел Вену. Когда-то, будучи бездомным бродягой, снедаемый безумным честолюбием, он, мрачно озираясь, ходил по ее улицам. Ныне он решил отомстить Вене за свои неудачи в прошлом и поражения в настоящем. Но венцы поняли, что хотя война идет и на территорию Австрии, — Красная Армия ведет ее не против австрийцев. Население Вены активно помогало Красной Армии, понимая, что советские воины несут австрийскому народу освобождение от немецкого ига. Заявление советского правительства и обращение Маршала Толбухина дошли до жителей столицы Австрии.
Отныне в истории полков и дивизий, овладевших Веной, имя этого города будет сиять символическим знаком победоносной силы советского оружия. От Будапешта до Вены — всё пространство стало кладбищем немецкой техники. Сломлен барьер, выставленный немецким командованием на дороге к темной норе Гитлера — Южной Германии. Советский боец-победитель совершает свой подвиг освобождения народов Европы от гитлеризма.