ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
27.3.2023
Москва
к списку
В столице Австрии
2. На венских улицах
Мы объехали и обошли окраины и центральные районы Вены, очищенные от гитлеровцев. На Ринге — широком кольцевом проспекте стояли наши тяжелые орудия. Они еще вели огонь по островам, по переправам через Дунай. Задымленные лица артиллеристов спокойны и деловиты. Изредка они посматривают на великолепнее дворцы Ринга. Им уже не привыкать брать штурмом европейские столицы! По проспекту, мимо величественного здания парламента и ратуши, над которыми развеваются австрийские национальные флаги, проходят запыленные танки с автоматчиками на броне. Из открытых люков выглядывают танкисты. Это гвардейские экипажи гвардии майора Плотникова. Те самые, что 29 августа прошлого года вступали в Бухарест, а зимой нынешнего года участвовали во взятии Будапешта. Теперь — Вена...

На канале у Дуная еще идут бои, но улицы уже наполняются людьми. Какой только речи не услышишь нынче в Вене! Освобожденные от рабства русские, украинцы, чехи, поляки обступают наши танки, наших бойцов, жмут руки, смеются, плачут от радости.

Мы видели австрийских патриотов в большом здании министерства Пале Ауэрсберг. Рабочие, студенты получали оружие. Здесь можно встретить также известных профессоров, инженеров, учителей. У всех красно-бело-красные национальные повязки на рукавах. Друг друга к советских воинов они приветствуют, поднимая винтовки или автоматы. Здесь собираются люди различных партий: социалисты и коммунисты, члены христианско-социалистической партии и католического центра. Всех их объединяет ненависть к гитлеровцам. Недавние узники фашизма рассказывают о пережитых ими ужасах в доме № 1 на Морцин-Плаце, где находились застенки венского гестапо. Освобожденные Красной Армией, эти люди тянутся к оружию, чтобы отомстить фашистам.

Уличная жизнь Вены полна сегодня неожиданностей и контрастов. Вот проходит группа ваших бойцов. Они заглядывают во дворы, в подвалы и на чердаки, выискивая попрятавшихся и переодетых гитлеровцев. В одном дворе они остановили женщину, которая спускалась в подвал с большой корзиной, полной продуктов.

— Кто там у вас? — спросил ее сержант.

— Никого, только родные и знакомые. Они еще боятся выходить на улицу, — замялась женщина.

Бойцы спустились в обширный и полутемный подвал. Послышались крики.

Два-три выстрела. Через минуту из подвала вывели группу немцев, переодетых и в мундирах.

— Много же у вас родных, — насмешливо сказал сержант укрывательнице немцев.

На перекрестке наши минеры прибивают к столбу дощечку с надписью: «Улица разминирована». Вокруг собрались венцы. Солидный господин в серой мягкой шляпе поинтересовался, что написано по-русски. Ему объяснили. Тогда он, испросив разрешение, под русским текстом химическим карандашом написал по-немецки значение надписи.

Немного дальше группа прихожан во главе со священником очищает паперть церкви от щебня и мусора. Здесь долго сидели гитлеровцы, отстреливаясь от наших.

Когда всё было убрано, священник пригласил прихожан помолиться за избавление от ужасов войны. Венцы толпой повалили внутрь храма.

ВЕНА, 13 апреля. (По телеграфу).
Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны