ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
22.3.2023
Москва
к списку
Удар с юга
Никто не мог заранее предсказать ни сроков, ни направлений удара. Но его ожидали, к нему готовились в полках и дивизиях, в штабах и в окопах. Линия фронта тянулась по реке Нейсе. По одну сторону ее был противник, по другую — наши войска. Противник сильно укрепился на Нейсе. Немцы знали, что наступать мы будем, но не знали, когда и где. А наше командование сбивало их с толку артиллерийскими налетами, которые в последние дни начинались то на одном, то на другом участке. Противник, однако, был уверен в прочности своих позиций. Об этом говорили все пленные которых захватывали наши разведчики.

В ночь накануне наступления небольшие группы нашей пехоты переправились на лодках через реку. Немцы приняли это за обычную боевую разведку, но утром началась мощная артиллерийская подготовка. Два с лишним часа продолжалась она. Из лесов вышли сапёры и под гром орудий стали строить переправы.

Около восьми часов утра огонь артиллерии был перенесен в глубину вражеской обороны, а через Нейсе по наведенным мостам и переправам пошла в атаку пехота. Но так высок был подъем духа у наступающих, так рвались они вперед, что многие, не дожидаясь своей очереди у переправ, бросались вплавь через реку. Ликующее «ура» перекатывалось вдоль берега. В то время, как пехота выбивала противника из второй линии траншей, расположенных на песчаных холмах вдоль опушки леса, и артиллерии давила уцелевшие огневые точки врага, — к берегу подходили советские танки.

День наступления выдался ярким, солнечным, но оттого, что одновременно стреляли тысячи орудии, оттого, что пришли в движение огромные массы машин и людей, все вокруг на десятки километров заволокло дымом и пылью.

В первые минуты атаки мы были на наблюдательном пункте командующего. Он размещался на зеленой, поросшей мелколесьем, высотке. Отсюда был виден западный берег, перепаханные снарядами желтые линии траншей. Слева горела деревня. Было видно, как пошла в атаку пехота, как уже обозы с боеприпасами втягивались на переправы. Артиллерия била в глубину, и бурые фонтаны разрывов вставали далеко на горизонте. Вверху косяками шли «Петляковы», «Ильюшины».

На склоне холма в окопчике мы встретили артиллерийского командира подполковника Щацилло. Здесь был его наблюдательный пункт. Его батареи били по огневым точкам немцев. Перед подполковником лежала схема расположения немецких орудий. Большинство их было уже перечеркнуто красным карандашом.

— Подавили, — коротко объяснил подполковник.

Наша разведка заранее выявила и засекла все огневые средства противника. К началу артиллерийской подготовки артиллерийские командиры получили схему расположения этих целей, и первые же залпы нанесли немцам огромный урон.

Вот и переправа. Сапёры заканчивают наводку шестидесятитонного моста для танков. Командует на переправе танкист, дважды Герой Советского Союза полковник Якубовский.

— В 14.00 начнем переправлять танки, — говорит он. — Наш сосед Архипов уже переползает на тот берег.

От переправы в лес, туда, где на выжидательной позиции сосредоточились танки, тянется провод. Звонит полевой телефон. Танкистам не терпится — скоро ли можно будет переправляться? Они стремятся вперед, к Берлину.

Опытная рука держит вожжи огромного наступления. Все идет, как надо, все заранее обдумано. Каждое орудие стреляет по своей цели. Каждый солдат идет по намеченному пути. Танки знают свою полосу. Удар рассчитан точно и строго.

Передовые отряды пехоты уже далеко за рекой. Сопротивление немцев усилилось, но испытанные в боях солдаты генерала Пухова смело пробиваются вперед. Поступают сведения с соседних участков: продвигаются сталинградцы, 2-я Польская армия захватила большую группу пленных. Передовые отряды танков переправились через реку Нейсе и рвутся вперед. Наступление разрастается. Сила удара крепнет.

Утро второго дня наступления вставало бледное. От непрекращавшихся разрывов артиллерийских снарядов и авиабомб в долине реки Нейсе образовалась сплошная пелена дыма, смешанного с пылью. Бой разгорался с новой силой. В дело вступали главные силы нашей пехоты и танков, успешно переправившиеся вчера через водную преграду на плацдарм, завоеванный передовыми частями. Немцы наскоро подтянули из резерва три танковые дивизии и части моторизованной дивизии. Разгорелись ожесточенные бои на всем участке прорыва. Опираясь на заранее подготовленные рубежи обороны и опорные пункты, противник сопротивлялся с ожесточением обреченного. На поле боя появились большие группы немецких танков и самоходных орудий. Они шли в контратаки вместе с пехотой, стремившейся во что бы то ни стало остановить наше наступление.

Советская пехота, артиллерия и танки мощными ударами опрокидывали контратакующих и километр за километром оттесняли врага. Наши лётчики активно поддерживали наземные войска, наноси удары по боевым порядкам и коммуникациям противника. В воздухе то и дело возникали бои. Истребители встречали немецких бомбардировщиков и штурмовиков, пытавшихся воздействовать на наши войска. Чтобы представить себе силу сопротивления врага и ожесточенность боёв, достаточно привести такие факты. За один день наши войска уничтожили пятьдесят шесть немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях лётчики сбили пятьдесят два самолёта противника.

Отбивая контратаки врага, войска фронта продвинулись вперед и ворвались с юга в Берлин. Герои Вислы, Одера, Нейсе пронесли победные знамена до столицы фашистской Германии.

БЕРЛИН, 24 апреля
Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны