ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
11.6.2023
Москва
1945 26
Четверг
Советские войска завершили полное окружение Берлина. Слава героической Красной Армии!
Советские войска завершили полное окружение Берлина.

Слава героической Красной Армии! «Известия»

Войска 1-го Белорусского фронта перерезали все пути, идущие из Берлина на запад, и соединились с войсками 1-го Украинского фронта, завершив, таким образом, полное окружение Берлина.

Войска 3-го Белорусского фронта овладели последним опорным пунктом обороны немцев на Земландском полуострове — городом и крепостью Пиллау — крупным портом и военно-морской базой немцев на Балтийском море. «Красная звезда»

Передовицы

Берлин окружен!
Доблестные войска Красной Армии завершили полное окружение Берлина. Клещи, сжимавшие столицу гитлеровской Германии, сомкнулись в стальное кольцо. Все пути из Берлина отрезаны.

Берлин окружен!

Весть о блестящем успехе советских войск в исторической битве за Берлин мгновенно облетела всю нашу страну. Каждый победный шаг Красной Армии отзывается в сердцах советских людей ликованием и гордостью. Трудящиеся с волнением ловят слова сталинских приказов. Стремительное развитие событий становится радостным, праздничным переживанием народа. Люди стремятся поделиться друг с другом мыслями и чувствами. Повсюду возникают митинги. К родной Красной Армии, к любимому Сталину несется голос народа. В Ленинграде и Ереване, в Москве и Риге, в цехах заводов, лабораториях ученых, университетских аудиториях звучат взволнованные слова благодарности героической Красной Армии, возносится слава ее полководцам, под водительством великого Сталина наносящим смертельный удар по сердцу гитлеровской Германии.

«Известия» № 98 (8708) от 26.04.1945 г. [1] [т]

Авторские

Берлин в кольце Гвардии майор И. Ануфриев
Вчера войска 1-го Белорусского фронта, перерезав все пути, идущие на запад из Берлина, соединились северо-западнее Потсдама с войсками 1-го Украинского фронта, подошедшими к немецкой столице с юга. Берлин оказался в тисках, которые с каждым часом напряженных боев сжимаются всё плотнее. Танковые, кавалерийские и стрелковые соединения, наступавшие северо-западнее Берлина, продолжали стремительно продвигаться вперед. Тесно взаимодействуя между собой, они заняли узел дорог город Науен и ряд других опорных пунктов, преодолели открытую труднопроходимую местность и, далеко выдвинувшись к западу, прикрыли правый фланг войск, действующих на северо-западных окраинах Берлина. Те не замедлили воспользоваться создавшейся обстановкой. Танки и пехота, придерживаясь кольцевой автострады, двинулись на юг в обход Берлина с запада. Они переправились с помощью сапёр через большой канал и перерезали одну за другой две железные дороги, ведущие из Берлина на запад, В 10–12 километрах северо-западнее города Потсдам наши танки повернули на юго-восток и устремились на соединение с войсками 1-го Украинского фронта, которые двигались им навстречу. Вскоре соединение состоялось. Окончательно сомкнулось железное кольцо советских войск вокруг Берлина. Были перехвачены последние железные и шоссейные дороги к западу от вражеской столицы. Берлин — в кольце!
«Красная звезда» № 98 (6084) от 26.04.1945 г.
[4]
В Берлине
Есть в жизни армии и в жизни воина даты, которые не забываются. Так навсегда останется в нашей памяти апрель сорок пятого года — в эти дни мы пришли в Берлин.

Когда-нибудь мы будем вспоминать: в Германии тогда стояла сухая весна, и яблони цвели пышным цветом, и фиолетовые анютины глазки смотрели на нас удивленно, и млели сады в весенней истоме, и. когда сквозь аллеи зеленых каштанов и пахучих лип проходили наши тяжелые машины, их броню облипали клейкие весенние листочки.

Но мы не верили этой голубиной весне. Нет, яблони не успокоили воинов, мирные липы не обманули. Горели леса, подожженные немцами, и хлесткий весенний ветер швырял в нас запахи гари и кипящей в огне смолы. Падали на шоссе обугленные ели, на лица оседали копоть и дым, и каждый метр дороги, каждый камень в городе были против нас — мы добывали их кровью. В эти незабываемые дни мы подошли к Берлину. Чтобы взять его. Чтобы победить.

«Правда» № 99 (9870) от 26.04.1945 г.
[6]

Стихотворения

Неавторские

Сообщения ТАСС

Американская печать о зверствах немцев
НЬЮ-ЙОРК, 22 апреля. (ТАСС). Американская печать публикует сообщения из Германии, в которых говорится о поведении тысячи с лишним немцев — жителей Веймара, которых заставили посетить и осмотреть известный концентрационный лагерь в Бухенвальде. В сообщениях указывается, что немцы рыдали, а женщины, в том числе медицинские сестры, падали в обморок, но все единодушно заявляли, что они не были осведомлены об условиях жизни в этом лагере, хотя много лет жили поблизости.

Обозреватель газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» Хиггинс пишет, что некоторые женщины закрывали глаза, чтобы не видеть свидетельств массовых убийств и садизма, но военные власти заставляли смотреть, говоря: «Вы должны видеть то, за что вы несете ответственность». Хиггинс указал, что, как и немцы, посетившие Ордруф, немцы, осматривавшие Бухенвальд, были явно потрясены, но заявляли о полном неведении.

Обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Карривэн заявил, что в Бухенвальде осталось 20.000 заключенных из 80.000, которые обычно там находились, так как немцы эвакуировали большинство заключенных до того, как американцы прибыли в Бухенвальд 10 апреля. Карривэн дает описание виселиц, комнат пыток, комнат, где производились вскрытия, крематориев и лабораторий. Карривэн заявляет, что сразу же посетители видят выставленный «пергамент» — большие куски татуированной человеческой кожи, собранной «германским доктором, который писал трактат о татуировках», а также женой начальника бухенвальдского лагеря. Из этого «пергамента» были сделаны два больших абажура. В то время как немцев заставляли осматривать эту ужасную выставку, тысячи освобожденных пленных молча наблюдали эту сцену.

Далее были осмотрены бараки, где находились 3.000 больных и 4.800 престарелых, которые не были в состоянии выйти из помещения. Другие изнуренные и обезумевшие заключенные бродили вокруг. «Большинство из них превратилось в идиотов, хотя они все еще способны передвигаться». В комнате для больных заключенные умирали на койках, не получая помощи.

В «научной» лаборатории находилось множество банок с человеческими органами, а другая лаборатория была специально оборудована для прививок тифа с целью получения противотифозной сыворотки. Польский врач, которого принуждали делать прививки, заявил, что смертность от них достигала 98 процентов.

Далее Карривэн сообщает, что немцев заставили посетить главные бараки, где было неописуемо грязно, а затем барак, в котором заключенные были живы, но уже не могли передвигаться. «Это был барак №58, из которого жертвы попадали в крематорий». Карривэн дал описание крематория, виселиц, оборудованных для одновременного повешения 5 человек, комнаты пыток, комнаты, где снимали кожу.

Карривэн пишет, что первые заключенные прибыли в Бухенвальд из Саксенбурга и Лихтенберга в мае и июне 1938 года, причем смертность в лагере составляла 10 процентов. После убийства нациста фон Рат в Париже в лагерь прибыло 12.500 евреев. В сентябре 1939 года в лагерь было привезено 2.500 евреев из Вены. В октябре того же года в лагерь прибыло еще 2.900 человек. После попытки покушения на Гитлера 21 еврей был убит. В августе 1940 года в лагерь прибыла первая тысяча польских заключенных, из которых после 5 месяцев были умерщвлены 700 человек.

Как указывает Карривэн, нацисты заявляли, что в результате бомбардировки Бухенвальда в августе прошлого года был убит Тельман. Однако записи свидетельствуют о том, что Тельман никогда не находился в Бухенвальде.

Обозреватель газеты «Чикато сан» Меклин описывает концентрационный лагерь в Лангенштейне, где 1.100 политических заключенных выжили только потому, что они находились там меньше 6 месяцев, — голод обычно убивал заключенных в течение 6 месяцев. Многие из людей, которые выжили, погибнут в течение ближайших недель. Меклин описывает массовые могилы, а также пытки и казни, при которых пленных заставляли присутствовать.

Как сообщает Меклин, русский майор заявил, что ежедневно они получали один ломоть хлеба на 10 человек и иногда жидкий морковный суп. Офицер медицинской службы американской армии рассказал, что он обнаружил нацистские документы, которые свидетельствуют о том, что к 1 января должны были быть убиты все заключенные лагеря Лангенштейна. В январе было убито 400 человек, 500 чел. — в феврале, 580 — в марте, в начале апреля умерщвлялось минимум 30 человек в день, в то время как в течение всего 1944 года там было убито 450 человек.

Хотя в этом лагере содержались главным образом политические заключенные, там находилось также небольшое число русских военнопленных, французские партизаны и участники варшавского восстания.

«Правда» № 99 (9870) от 26.04.1945 г. [6] [т]

Официальные сообщения

Документы

От Советского Информбюро:

Оперативная сводка от 26.04.1945 г.
В течение 26 апреля юго-западнее города ПИЛЛАУ войска 3-го БЕЛОРУССКОГО фронта форсировали канал, соединяющий Балтийское море с заливом ФРИШ-ГАФ, и развивали наступление по косе ФРИШ-НЕРУНГ.

Войска 2-го БЕЛОРУССКОГО фронта форсировали восточный и западный ОДЕР южнее ШТЕТТИНА, прорвали сильно укреплённую оборону немцев на западном берегу ОДЕРА и продвинулись вперёд на 30 километров. В ходе боёв войска фронта овладели главным городом Померании и крупным морским портом ШТЕТТИН, а также заняли города ГАРТЦ, ПЕНКУН, НАЗЕКОВ, ШВЕДТ. крупные населённые пункты ШТЕВЕН, ШВЕННЕНЦ, ГЛАЗОВ, БАГЕМЮЛЬ, ФРИДЕФЕЛЬД, ГРЮНЦ, ВАРТИН, БЛЮМБЕРГ, ШТЕНДЕЛЛЬ, ФИРРАДЕН и форсировали канал РАНДОВ.

Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта продолжали вести упорные уличные бои в БЕРЛИНЕ и овладели городскими районами ГАРТЕНШТАДТ, СИМЕНСШТАДТ и в восточной части города заняли Герлицкий вокзал. Северо-восточнее БЕРЛИНА войска фронта заняли крупные населённые пункты ФИНОВ, ФИНОВФУРТ, МАРИЕНВЕРДЕР. Западнее и юго-западнее ФРАННФУРТА-на-ОДЕРЕ войска фронта с боями заняли города КЕНИГС-ВУСТЕРХАУЗЕН, НОЙЕ-МЮЛЕ, ШТОРКОВ, БЕЕСКОВ, ЛИБЕРОЗЕ и крупные населённые пункты ЗЕНЦИГ, ГУССОВ, ГРОСС-ШАУЭН, ДАМСДОРФ, ХЕРЦБЕРГ, ГЕРСДОРФ, ШТРЕММЕН, ТРЕБАЧ, МИТВЕЙДЕ, ГРОСС-ЛЕЙТЕН, МОХОВ. В боях за 25 апреля войска фронта взяли в плен более 2.000 немецких солдат и офицеров и захватили следующие трофеи: самолётов – 70, танков и самоходных орудий – 30, полевых орудий – 248, автомашин – 1.467, паровозов – 53, железнодорожных вагонов – 3.404.

Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта продолжали вести уличные бои в юго-западной части БЕРЛИНА и заняли городской район ДАЛЕМ. На западном берегу реки ЭЛЬБЫ войска фронта заняли города ТОРГАУ и СТРЕЛА. В районе БАУЦЕНА войска фронта продолжали отбивать контратаки крупных сил пехоты и танков противника. В боях за 25 апреля войска фронта взяли в плен 1.500 немецких солдат и офицеров и захватили 238 танков и самоходных орудий и 236 полевых орудий.

В БРЕСЛАУ наши войска вели уличные бои в западной части города, где заняли 26 кварталов, несколько заводских районов и большую часть арсенала, в котором захватили 110 орудий.

Войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта, продолжая наступление, 26 апреля в результате умелого обходного манёвра и атаки с фронта овладели крупным промышленным центром Чехословакии городом БРНО (БРЮН) – важным узлом дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев, а также с боями заняли на территории Чехословакии более 30 населённых пунктов, в том числе ВЕЛЕШОВИЦЕ, ЕЗЕРА, МОКРА, МАЛОМЕРЖИЦЕ, ОБРЖАНЫ, КОГОУТОВИЦЕ, ЖЕБЕТИН.

На других участках фронта – бои местного значения и поиски разведчиков.

За 25 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 125 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 82 самолёта противника.

Войска 2-го Белорусского фронта, расположенные на восточном берегу реки Одер, южнее Штеттина, перешли в наступление. Советским бойцам предстояла труднейшая задача – форсировать восточный и западный Одер и находящуюся между ними заболоченную пойму шириною от 2 до 4 километров. При поддержке авиации и артиллерии наши подразделения, прикрываясь дымовой завесой, переправились на паромах и лодках через восточный Одер. Сапёры быстро навели переправы и проложили настильные дороги через болота. Затем советские пехотинцы форсировали западный Одер и завязали бои за расширение плацдарма на его левом берегу. Немцы, опираясь на мощные оборонительные укрепления, оказывали упорное сопротивление. Они много раз переходили в контратаки, пытаясь любой ценой отбросить наши войска. Вражеские лётчики сбросили в Одер сотни плавучих мин, стараясь взорвать наведённые мосты. Вылавливая немецкие мины или расстреливая их в воде, советские сапёры предотвратили эту угрозу. Группы немецких диверсантов в водолазных костюмах пытались подобраться к мостам и взорвать их. Гитлеровские лазутчики были своевременно обнаружены и обезврежены. Сосредоточив на западном берегу Одера крупные силы, наши войска перешли в наступление и прорвали сильно укреплённую оборону немцев. Противник спешно перебросил в район боёв свежие резервы, но не смог сдержать стремительного натиска советских частей. Развивая успех, сегодня войска фронта овладели главным городом Померании – Штеттин. В ходе боёв только на подступах к городу уничтожено более 3 тысяч немецких солдат и офицеров.

Штеттин – третий по значению морской порт Германии и крупный промышленный центр. В нём имеются большие судостроительные верфи, автомобильные, металлургические и машиностроительные заводы.

* * *

Войска 1-го Белорусского фронта продолжали успешное наступление. В северных районах Берлина советские пехотинцы и танкисты очистили от гитлеровцев Тегельский лес, заняли военные казармы и на широком фронте вышли на северный берег канала Берлин – Шпандауер Шиффартс. Мощными ударами советские артиллеристы и лётчики подавили немецкие батареи, установленные в Фолькс парке на южном берегу канала. Под прикрытием артиллерийского огня наши войска переправились через канал и завязали бои в заводском районе Сименсштадт. Немцы, засевшие в полуразрушенных зданиях заводов Сименса, оказывали отчаянное сопротивление. Наши штурмовые группы заняли завод распределительных устройств, завод динамомашин и ряд других предприятий. К исходу дня советские части овладели районом Сименсштадт и вышли к реке Шпрее. В восточной части Берлина войска фронта, расширяя плацдарм за рекой Шпрее, сломили упорное сопротивление противника и овладели Герлицким вокзалом и товарной станцией.

Наша авиация наносила удары по войскам и военным объектам противника. В воздушных боях за день и огнём зенитной артиллерии сбито 29 немецких самолётов.

* * *

Войска 1-го Украинского фронта вели уличные бои в юго-западной части Берлина. Наша пехота днём и ночью штурмует кварталы города, выбивая немцев из укрытий. Пехотинцев активно поддерживают артиллерия и танки, подавляя огневые точки и разрушая узлы вражеского сопротивления. Советские части ворвались на улицы городского района Далем и после упорного боя овладели территорией Ботанического сада, шестью станциями метрополитена и казармами артиллерийского полка. К исходу дня район Далем был полностью очищен от войск противника. На одном участке немцы предприняли контратаку, но, потеряв сотни солдат и офицеров убитыми, поспешно отступили.

Советские лётчики в воздушных боях сбили 22 немецких истребителя.

* * *

Войска 2-го Украинского фронта продолжали наступление. Советские части прорвали долговременную оборону немцев и ворвались на восточные окраины города Брно. Тем временем другие наши части, обходя Брно с запада, отрезали вражескому гарнизону все пути отхода и ворвались в город с северо-запада. Завязались ожесточённые уличные бои. Советские штурмовые группы, усиленные орудиями и танками, настойчиво продвигались вперёд, очищая от гитлеровцев квартал за кварталом. Противник безуспешно пытался с запада пробиться на помощь к своему гарнизону. После упорных боёв наши войска сегодня днём разгромили немецкий гарнизон и овладели Брно – вторым после Праги городом Чехословакии. Захвачены большие трофеи и много пленных.

Графика

Сканы газет

«Красная звезда» № 98 (6084) от 26-04-1945
«Известия» № 98 (8708) от 26-04-1945
«» № 98 (6118) от 26-04-1945
«» № 98 (1973) от 26-04-1945
«Правда» № 99 (9870) от 26-04-1945