Мы едем по дороге, носящей следы недавних ожесточенных боев. Возглавляющий делегацию советских офицеров генерал-майор Сиязов, командующий соединением, которое первым на этом участке соединилось с американскими войсками, показывая на обгоревшие остовы машин, говорит:
— К этому последнему рубежу немцы бежали в панике. Мы сделали заключительный и смелый бросок, послав вперед в глубину одно подразделение бойцов. Они (240 штыков) взяли в плен семь тысяч немцев, прижатых к берегу Эльбы. Им некуда было деться. Оттуда, с запада, двигались американские солдаты.
И вот берег Эльбы. Подходит американский катер. Плотный, низкорослый капитан приветствует нашего генерала и приглашает советских офицеров подняться на катер.
Западный берег Эльбы. Минутная торжественная тишина. Мы вслушиваемся в теплые слова приветствия полковника Олдэрмана, начальника штаба тринадцатого корпуса. Перед нами американские солдаты того соединения, которое первым пришло навстречу Красной Армии. Рукопожатия и радостные приветствия.
Вереница «Виллисов» мчится, минуя немецкие города и деревни, на Ганновер, в штаб американского корпуса. Американцы торжественно встречают русских гостей на всем пути, а он тянется более сотни километров.
Среди тех, кто особенно рад приезду воинов Красной Армии, кто ждал их долгие годы, были русские люди — бывшие рабы немцев. Трудно передать впечатление от волнующих встреч с советскими людьми.
Вот группа наших юношей.
— Друзья, дорогие друзья! — кричит один из них, и лицо его дышит счастьем.
Только немцы на всем пути мрачно выглядывали из окон домов, исподлобья смотрели на вереницу машин с русскими офицерами, сидевшими рядом с американскими друзьями.
Недалеко от американского штаба машины останавливаются. Советских генералов и офицеров встречает командир корпуса генерал-майор Гиллем, в сопровождении которого мы совершаем остаток пути.
Застыли по команде «смирно» пехотинцы, сапёры, танкисты — воины американской армии. Генерал Сйязов принимает рапорт начальника почетного караула и вместе со всей делегацией советских офицеров проходит мимо рядов американских солдат. Оркестр исполняет гимны двух великих держав.
Затем американские танкисты, стоявшие у своих танков, мгновенно скрываются в грозных боевых машинах, и улицы оглашаются ревом моторов. Еще одна секунда — и рев танков сливается с гулом пролетающих на бреющем американских кораблей «Сандерболт». Они идут четверками, крыло в крыло.
Заглушили моторы танкисты, скрылись из виду американские истребители. Генерал-майор Гиллем и генерал-майор Сиязов обмениваются приветственными речами.
Заканчивается торжественная церемония встречи. Советские и американские генералы и офицеры направляются к гостинице, где за обеденным столом дружески беседуют, вспоминают боевые дни и радуются победе.