ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
28.6.2022
Москва
к списку
Урок в воздухе
Пробиваясь сквозь легкую утреннюю дымку, «Лавочкины» берут старт. Над аэродромом стоит сплошной гул моторов. Видно, как в зонах высшего пилотажа летчики N истребительного полка ведут учебные бои. Большинство пилотов имеет за плечами солидный боевой опыт. У многих на личном боевом счету по 15–20 побед, одержанных в воздушных сражениях Отечественной войны. Однако, все они с большой охотой проводят эти учебно-тренировочные бои. В N авиаполку твердо придерживаются правила: «Чтобы уметь хорошо драться в воздухе, надо всегда держать, себя в форме!».

В то время, как в дальних зонах пилотируют командиры подразделений и более опытные летчики, над самым аэродромом происходит показной воздушный бой. Его ведет старший лейтенант Макаров со своим обучаемым — молодым пилотом Банниковым. С поста управления учебными полетами виден весь процесс этого воздушного боя. В репродукторе, включенном в походную рацию, слышны команды, которые старший лейтенант подает своему ведомому. Оба самолета стремительно набирают высоту. Достигнув трех с половиной тысяч метров, старший лейтенант предупреждает обучаемого:

— Довольно, начинаем бой!

Самолеты резко отваливают друг от друга. Уходя в сторону и наблюдая за обучаемым, Макаров замечает, что его ведомый развернулся и пошел на сближение как-то нерешительно.

—Банников! Действуйте энергичнее, по-истребительски! — бросает старший лейтенант по радио. Его замечание быстро доходит до молодого пилота. Банников резко бросает машину влево. Он пробует с минимальным радиусом разворота срезать курс машине своего командира и зайти ей в хвост.

Маневр молодого пилота был правильным. Однако Макаров, более искушенный в технике и тактике воздушного боя, вовремя уловил замысел Банникова. Имея преимущество в скорости, он боевым разворотом ушел вверх и неожиданно «навис» над молодым истребителем. В результате этого Банникову надо было снова становиться в исходное положение для атаки. Его ошибка тотчас же была указана по радио:

— Атаку начали хорошо, — заметил старший лейтенант, — но надо не забывать про скорость. Держите большую скорость!

Короткое указание было быстро воспринято молодым летчиком. Чтобы прочно вцепиться в хвост «противнику», ему следовало держать примерно такую же скорость, какую развил «Лавочкин» старшего лейтенанта. Постепенно наращивая скорость, Банников сразу же почувствовал себя увереннее. Его машина бойко, пошла на высоту и стала послушнее отзываться на действия рулей. Через несколько секунд молодой пилот снова сблизился со своим «противником» и стал в положение атакующего.

— Правильно! Правильно! — подсказывал ему старший лейтенант. — Внимательно следите за мной. Упреждайте меня!

Сблизившись на дистанцию действительного огня, Банников подправил самолет и собрался пустить в ход свой фотокинопулемет.

Но в это время его «противник» встал в крутой, энергичный крен. Затем резким левым полупереворотом он вышел в хвост самолету Банникова. «Лавочкин», пилотируемый молодым летчиком, оказался у Макарова в прицеле.

— Вы прозевали мой маневр. В бою нужно чувствовать противника, — снова заметил старший лейтенант и приказал повторить атаку.

Ошибка Банникова заключалась в том, что он несвоевременно уловил маневр «противника». Когда Макаров, положив машину в левый крен, еще только собирался выйти в хвост самолету обучаемого, последний должен был быстро реагировать на это. Выполненная старшим лейтенантом фигура высшего пилотажа была наглядной демонстрацией, как следует поступать в том или другом случае в воздушном бою с настоящим противником. Этот показ преследовал цель сделать понятным для молодого пилота, что вести бой означает не только одну работу по управлению самолетом, что для успеха в бою нужно трезво намечать ту или иную комбинацию фигур, зорко следить за противником и подчас, как бы становясь на его место, предугадывать, что он замышляет. Всё это дает возможность быстро парировать любой маневр противника.

После двух-трех ошибок и соответствующих команд по радио Банников стал держаться более настороженно. Когда старший лейтенант попробовал повторить свой контрманевр в несколько измененном варианте, молодой пилот вовремя уловил это и, прочно «вцепившись» в хвост его самолета, продублировал действия обучающего.

Почти ни на метр не отставая от него, он «навис» над машиной Макарова.

— Так и надо! — одобрительно воскликнул старший лейтенант.

Теперь Банников уверенно пилотировал свой «Лавочкин». Он вел настойчивые атаки. Все указания и советы по радио, личный показ старшего лейтенанта молодой пилот стал воспринимать быстро и уже неплохо справлялся с ролью атакующего. Урок в воздухе принес ему большую пользу. Наконец, Макаров подал команду:

— Бой закончен. Посадка!

Приземлившись и выйдя из самолетов, летчики немного отдохнули. Затем старший лейтенант произвел короткий обзор боя и дал молодому пилоту несколько дельных советов:

— Запомните основное, — сказал он, — как бы летчик отлично ни пилотировал самолет, в бою одного этого недостаточно. Надо чувствовать противника, знать его повадки и привычки. Решать нужно быстро, по-истребительски!

Попутно Макаров привел пример из своей боевой жизни, когда, промедлив, он допустил зевок и чуть не стал жертвою «Мессершмитта».

— Меня в тог день выручил напарник, — вспомнил Макаров, — с тех пор я всегда держался начеку и это облегчило мне вести схватки с врагом.

Заканчивая разбор, старший лейтенант заключил:

— Держитесь в воздухе вы хорошо. Но надо быть еще более наступательным во всех своих действиях...

...Уроки в воздухе, об одном из которых мы рассказали, прочно вошли в систему обучения молодых пилотов N истребительного полка. День за днем здесь идет напряженная, деятельная учеба, в которой летчики закрепляют и развивают свои боевые навыки и передают их молодым воздушным бойцам.

ГЕРМАНИЯ. N АЭРОДРОМ.
Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны