ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
8.7.2020
Москва
вернуться к списку
В Центральной студии кинохроники
Сотни киножурналов о Великой отечественной войне
Огромным успехом пользуются у зрителей хроникальные киновыпуски, волнующие документы эпохи. За годы войны Центральная студия хроники выпустила несколько сот киножурналов, специальных киновыпусков и несколько десятков полнометражных картин. Кинорепортеры использовали свыше двух миллионов метров пленки, в которых показали дела и дни героических людей Красной Армии, победоносную борьбу советского народа.

Миллионы людей хорошо знают и любят наши лучшие документальные фильмы. Но немногие знают о том, в каких условиях делались съемки таких фильмов и какие люди над ними работали.

Кинооператоры, участники съемок и документальных фильмов, фиксировавших дела и дни героев Отечественной войны, двигались вместе с войсками Красной Армии и являясь непосредственными очевидцами, а иногда и участниками боев. Многие из этих кинооператоров — выпускники операторского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии.

За годы воины многие воспитанники института отличились и на творческой работе, и в боевых операциях, многие награждены орденами.

Желая снять самое интересное, хроникер нередко попадал в трудные положения и с честью выходил в этих испытаний, добыв интересные боевые кадры. Молодой оператор Владимир Афанасьев вылетал вместе с летчиками на боевые задал, часто весьма рискованные и опасные, и снимал воздушные операции в борьбе за Будапешт и Вену.

Молодой оператор хроники Виктор Муромцев отличился в 1943 году в партизанских отрядах Ленинградской области. Хроникер стал активным участником боевых операций партизан в тылу врага, он заснял замечательный материал, который вошел в документальный фильм «Народные мстители». За боевые заслуги Муромцев награжден орденом Красного Знамени. Это человек большой смелости и мужества. Впоследствии он снимал героические операции югославских партизан. Кадры, снятые им, были использованы в журнале «Новости дня».

Виктор Муромцев погиб в одном из сражений на боевом посту, когда снимал эпизоды танковой атаки.

Успешно работал кинооператор Михаил Посельский. С частями Красной Армии он прошел путь от Волги до Шпрее. Посельский снял замечательные кинодокументы, отображающие освобождение многих советских городов и городов Польши (Люблин, Хелм, Варшава, Познань).

На Северном флоте в трудных и опасных условиях снимал оператор Борис Маневич. Его материал («Высадка десанта в Петсамо») использован в выпуске режиссера М. Славинской «Победа на севере».

На Втором Украинском фронте успешно работали молодые кинооператоры Стояновский и Чикноверов.

Неплохим кинооператором оказался летчик Сиротин. Он снял для кинохроники свой воздушный бой. Вылетев на боевое задание, летчик встретил над Восточной Пруссией немецкий самолет «Фокке-Вульф». Сиротин вступил в бой, одновременно включив автоматический киноаппарат.

На экране поворачивается земля, кувыркается в воздухе немецкий самолет. Вот-вот Сиротин с силой врежется во вражескую машину. Преследуя врага, краснозвездный истребитель камнем летит вниз; совсем близко земля... Так были зафиксированы интереснейшие картины воздушного боя и падение загоревшегося немецкого самолета.

Интересную съемку воздушного боя киноавтоматом организовал на одноместном истребителе молодой питомец Института кинематографии Георгий Епифанов (к сожалению, фамилию летчика, снявшего со всеми подробностями свой воздушный бой и гибель немецкого «аса», не удалось узнать). Этот материал войдет в готовящийся режиссером Райзманом полнометражный документальный фильм.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны