ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
1.12.2021
Москва
к списку
О приключенческой литературе
Общеизвестно, что широкие слои советских читателей, люди самых различных возрастов и профессий, проявляют огромный интерес к приключенческим и детективным произведениям — романам, новеллам, пьесам.

Приключенческая и детективная литература занимательна, и в то же время она имеет большое воспитательное и познавательное значение. Приключенческие произведения, несомненно, способствуют формированию героических характеров, они пробуждают, особенно в молодом читателе, стремление к подвигу, к мужественному поведению, к находчивости и наблюдательности, к логическому анализу явлений и вещей, повышают бдительность.

Познавательное значение такой литературы заключается в том, что она в художественной форме знакомит читателя с различными областями современной науки, с различными изобретениями.

Этим, думается, следует объяснить тот факт, что одна лишь короткая заметка в «Правде» о создании Комиссии приключенческого жанра при Президиуме Союза советских писателей вызвала многочисленные письма, звонки, предложения и запросы ученых, писателей, деятелей театра и кино. Не подлежит сомнению, что развитие приключенческих жанров в литературе, театре и кино встретит единодушное сочувствие.

Советская общественность в праве ожидать от писателей талантливых, содержательных приключенческих, научно-фантастических и детективных произведений.

Абстрактность места и действия, условность героя, погоня за голой занимательностью, сочетающаяся с безыдейностью, столь характерные для многих американских и английских романов, пьес и кинофильмов подобного жанра, неприемлемы для нашего читателя. Содержанием нашей приключенческо-детективной литературы должна стать современность, насыщенная героическими событиями, наши люди и их подвиги в победоносно завершённой Отечественной войне с коварным и сильным врагом, наши славные офицеры, красноармейцы, партизаны, работники советских органов, разоблачающие преступников, советские учёные и изобретатели.

Немало тем подскажет вдумчивому писателю борьба за охрану социалистической собственности, являющейся основой советского строя, работа прокуратуры и суда в их борьбе с преступными элементами.

Советский детективный роман должен вскрывать гнусность всякого преступления против нашего общества, вызывая тем самим отвращение к таким преступлениям и ненависть к преступникам, убеждая в неизбежности разоблачения, раскрытия преступления, как бы искусно и хитроумно оно ни было осуществлено. Беспощадно развенчивая ложно-романтический ореол «ловкого» преступления, «дерзкого» или «смелого» преступника (что свойственно некоторым зарубежным детективным произведениям), советский детектив героизирует не преступника, а людей, утверждающих силу советского государственного строя, советского правопорядка. Положительный герой советского детектива — патриот нашей родины, смело и решительно борющийся с врагами.

Наша приключенческая и детективная литература должна быть сюжетно занимательна. Умело, увлекательно построенный сюжет здесь имеет особенно большое значение. Интригующая неожиданность ситуаций, остроумный поворот действия, напряжённость стремительно развивающихся событий, неожиданность развязки — неотъемлемые качества такого жанра.

Жанр приключений обязывает авторов глубоко знать различные области жизни. Нельзя, например, писать о работе уполномоченного угрозыска или следователя прокуратуры, не зная основных законов этой работы, научных методов расследования преступлений, науки о доказательствах, судебной медицины и т. п. В этом отношении весьма поучителен пример писателей-классиков — Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Они изучали судебные процессы своего времени, современное им законодательство и судопроизводство, ставя тему преступления и наказания в ее исторической конкретности. С помощью судебного скальпеля они проникали в самые заповедные тайники человеческого сердца, раскрывали противоречия современного им общества. Главы из «Преступления и наказания», посвящённые допросам, которые учиняет следователь Порфирий Петрович студенту Раскольникову, рассматриваются и поныне криминалистами как непревзойдённое пособие по следственной тактике.

И другой пример. Английский писатель А. Конан-Дойл в похождениях Шерлока Холмса обнаруживает свои исключительные, чисто профессиональные знания криминалиста. Крупнейший французский криминалист Локар в своём учебнике криминалистики заявил: «Я считаю, что чтение книг Конан-Дойла очень полезно не только для детективов, но и для криминалистов. Я не скрываю, даже, наоборот, признаю, что со своей стороны заимствовал у него много полезных идей...»

Президиум Союза советских писателей -положил начало хорошему делу, организовав специальную Комиссию приключенческого жанра. Необходимость широкого развития подобного жанра была подчёркнута на последнем пленуме Союза писателей.

Можно не сомневаться, что это начинание встретит сочувственный отклик нашей советской общественности, наших издательских, кинематографических и театральных деятелей.

Подготовка текста: Ольга Федяева. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны