ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
12.8.2020
Москва
к списку
Воспитание школьницы
Заметки директора школы
Привитие навыков самостоятельной работы учащимся, развитие их активного мышления, вот тот большой и сложный вопрос, над которым упорно работала педагогическая мысль коллектива нашей школы.

Прежде всего плоды нашего труда сказались на культуре устной и письменной речи учащихся. Каким большим изъяном, пороком ученических работ по русскому языку и литературе были раньше штамп, трафарет, бедность языка! В минувшем учебном году в результата упорного, кропотливого труда наших учителей грамотность учащихся стала значительно выше, язык — полнее, богаче.

Ученицы старших классов, начиная с шестого, умеют в своих сочинениях найти «стержень», уяснить идейное содержание, подобрать удачный эпиграф, сделать свой вывод, заключение.

Развитию устной речи учащихся способствовала работа школьного лектория.

С докладами на различные темы выступали не только преподаватели, но и сами ученицы. Хорошо справились учащиеся с такими темами, как «Дети в творчестве Чехова», «Чехов и Художественный театр», «Людские пороки и недостатки в баснях Крылова», «Исторические события в творчестве Крылова». Кроме того, был прочитан цикл докладов на тему: «Выдающиеся русские женщины».

В нашей школьной жизни завоевала прочное место ещё одна форма работы над словом — литературные конференции, на которых ученицы выступают с докладами, выходящими за рамки классной работы, иллюстрируют свои выступления чтением художественных произведений, обсуждают, Горячо спорят. Такие литературные конференции мы посвятили «Слову о полку Игореве», комедии Грибоедова «Горе от ума», повести Гоголя «Тарас Бульба».

Готовясь к конференциям, ученицы привыкали пользоваться критической и мемуарной литературой, газетными статьями. Интересно прошла читательская конференция учениц 5-х классов по теме «Детство в русской классической литературе». Здесь мы тоже имели возможность выявить, насколько свободно девочки владеют речью, как глубоко для своего возраста могут давать анализ прочитанных произведений, рассуждать, доказывать, чьё детство было самое счастливое, чьё самое грустное и каким оно могло бы быть в условиях советской действительности. Все это помогло нам привить девочкам большую любовь к нашему великому, могучему русскому языку, к литературе.

Подводя итоги проделанной в этом направлении работы, мы должны были отметить, что, к сожалению, мало работаем над тем, чтобы научить детей смотреть кинофильм, спектакль, обращать внимание на стиль эпохи, на игру актёров, работу художника. Только лучшие классные руководители проводят обсуждение просмотренных спектаклей, фильмов, учат писать рецензии. Между тем для развития художественного вкуса эта работа чрезвычайно необходима.

Твёрдый школьный режим помог нам в значительной мере разрешить вопросы дисциплины и порядка в школе. Этому способствовало, конечно, и раздельное обучение. Даже внешний вид наших школьниц стал более строгим, подтянутым, аккуратным.

Привитие культурных навыков и привычек было предметом постоянной заботы классных руководителей и руководства школы. И нужно сказать, что труд наш не пропал даром. В школе девочки вежливы по отношению к старшим (культурно здороваются, уступают дорогу, умеют обращаться к старшим с вопросом, с просьбой). Они дружны и предупредительны друг к другу, проявляют заботу о больной подруге; в школе почти нет нарушений установленного порядка.

Казалось, что мы добились многого. Но вот к нам стали поступать тревожные сигналы от родителей, что некоторые девочки, хорошо ведущие себя в школе, невыдержанные в семье, грубы, бестактны, капризны, требовательны, не помогают матери. Это встревожило наш педагогический коллектив, заставило насторожиться. Ближе изучив вопрос, мы убедились, как велик разрыв между школой и семьёй, как ещё непрочны те навыки, которые мы культивируем в школе.

Коллектив учителей решил направить свои силы на борьбу с этим серьёзным недостатком. Классные руководители систематически проводили беседы на эту тему, говорили о долге девочек перед семьёй, о том, что они должны быть активными помощницами матери, делить с ней горе и радость, быть чуткими, окружать мать заботой. Установлен был самый строгий контроль за поведением в семье тех учениц, недостойные поступки которых удалось выявить.

Намечая перспективы воспитательной работы в будущем учебном году, мы ставим задачу научить школьниц рационально, с толком использовать время, свободное от учебной работы и от выполнения домашних обязанностей, по самообслуживанию и помощи семье.

Уже два года, как в нашей школе, начиная с первого класса, введены уроки рукоделия. Руководит ими опытный преподаватель со специальным образованием. Сколько изящных вещей сделали девочки за это время! Какие чудесные подарки приготовили матерям ко дню 8 марта! Выставка ученических рукоделий продемонстрировала хороший вкус девочек в подборе рисунков, цветов, кропотливую, аккуратную и очень трудоёмкую работу.

Мы не можем остановиться на достигнутом. Я считаю, что в женских школах должно быть шире поставлено домоводство, и здесь мы обязаны как можно лучше использовать родительскую общественность.

Среди родителей много энтузиастов, которые кровно заинтересованы школьной жизнью и, несмотря на свою занятость, готовы помочь школе. А мы эту огромную силу используем недостаточно и то, главным образом, для разрешения хозяйственных вопросов.

Сколько интересных бесед, лекций могут прочитать родители — врачи, агрономы, химики, искусствоведы! Тот же курс домоводства с успехом можно бы вести в школе силами родительского актива.

Со всей остротой встаёт перод нами задача помочь учащимся в выборе профессии. Мы убедились, что, окончив школу, наши девочки совершенно не подготовлены к тому, чтобы безошибочно решить, на какой профессии остановиться, в каком учебном заведении продолжать образование.

До последнего момента они колеблются, мучаются сомнениями. Мы обязаны изучать и помогать развиваться наклонностям учащихся, ещё на школьной скамье готовить их к будущей профессии.

У нас с родителями одна задача, одна цель — воспитать всесторонне образованных, культурных людей, страстных патриотов, готовых отдать родине все свои духовные и физические силы, воспитать «ясный ум, стойкий характер и терпение», которые товарищ Сталин отметил, как характерные черты нашего народа.

г. МОСКВА.
Подготовка текста: Ольга Федяева. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны