Передовицы
Авторские
Стихотворения
Неавторские
Сообщения ТАСС
Демонстранты прошли по главным улицам к правительственному зданию с транспарантами, на которых были написаны лозунги: «Долой Франко!», «Союзники должны порвать отношения с единственным оставшимся фашистским государством!».
Мартинес Баррио получает из Франции, Чили, Колумбии, Венецуэлы, Кубы, Эквадора телеграммы с требованием сохранения правительства, возглавляемого д-ром Хуаном Негрином.
В составе суда, председателем которого является судья Солем, — 9 человек, из которых четыре юриста и пять судебных заседателей. Обвинение поддерживает государственный прокурор Шьедт, защитником назначен адвокат Берг, на услуги которого Квислинг дал свое согласие.
После открытия судебного заседания и течение трех часов зачитывалось обвини тельное заключение, которое сводится к следующему:
В апреле 1940 года, после вторжения германских войск в Норвегию Квислинг образовал марионеточное правительство. 10 апреля 1940 года он отменил приказ норвежского правительства о мобилизации в армию. Подсудимый потребовал от норвежских войск, оказывавших немцам сопротивление, прекратить борьбу и сдаться. Во время поездки в Германию он заранее договорился с Гитлером об оккупации Норвегии. Он давал германскому правительству советы и указания о том,, как провести оккупацию Норвегии. Квислинг добивался присоединения Норвегии к «Великому германскому союзу». Всеми мерами, как «премьер-министр» и как лидер нацистской партии «Национальное единение», Квислинг помогал немцам подавлять сопротивление норвежского народа и всячески поддерживал оккупантов. Он создавал добровольческие отряды для вооруженной борьбы на стороне Германии как против Норвегии, так и против ее союзников и в частности против СССР.
Квислинг пытался уничтожить норвежскую конституционную систему и распустить все политические партии, кроме нацистской. Он хотел присвоить себе права, которыми в Норвегии обладают, согласно конституции, только король и стортинг.
Квислинг, говорится далее в обвинительном заключении, делал все для устранения «наиболее опасных немцам» норвежских патриотов. В частности он сообщил немцам, что адвокат Ханстеен является «красноармейцем и коммунистом». В результате этого доноса немцы расстреляли Ханстеена 10 сентября 1941 года; При содействии под судимого немцами было расстреляно не сколько сот норвежцев.
Защищая интересы Германии, Квислинг объявил 14 августа 1943 г., что Норвегия находится в состоянии войны с Советским Союзом.
Обвиняемый жульническим образом присваивал деньги, художественные и другие ценности, принадлежавшие государству, королевской семье, учреждениям, распушенным политическим партиям и частным лицам. Квислинг выплатил своей партии «Национальное единение» за счет государства 14 миллионов крон, истратил на свою личную охрану 7,5 миллиона крон, на свои штурмовые отряды «Хирда» — 12 млн. крон и на обучение отрядов для борьбы против СССР — 1,2 млн. крон.
На основании всех приведенных фактов Квислинг обвиняется в измене родине, в переходе на службу врагу, в попрании конституции, в убийствах, растратах и воровстве.
На суд вызвано 40 свидетелей, в том числе главнокомандующий вооруженными силами Норвегии генерал Руге. Суд продлится 8–9 дней.
Вея норвежская пресса сегодня подчеркивает, что суд над Квислингом имеет большое значение не только для Норвегии, но и для всего мира. Газета «Фрихетен» пишет, что «это — суд всего прогрессивного человечества над нацизмом».
К часу дня на площади Шварценбергплац выстроились части Красной Армии и под разделения американских, английских французских войск. Развевались флаги союзных наций. Все прилегающие к площади улицы и переулки были заполнены на родом, пришедшим почтить память героев На открытии памятника присутствовали генерал армии Петров, генерал-полковник Гусев, генерал-лейтенант Морозов, генерал-лейтенант Крайнюков, комендант города Вены генерал-лейтенант Благодатов заместитель политического советника Коптелов, а также министры Временного австрийского правительства во главе с государственным канцлером д-ром Карлом Реннером и бургомистр Вены генерал Теодор Кернер. Присутствовали также от американской армии — генерал Люис, от английской армии — Пальмер и от французской армии — Дюпера и многочисленные представители прессы.
На митинге, посвященном открытию памятника, выступил с речью генерал-полковник Гусев. Сегодня в прекрасной австрийской столице, сказал он, мы открываем памятник бойцам, избавившим Вену и Австрии от гитлеровского гнета. Красная Армия помогла австрийскому народу восстановить его независимость и свободу. Пусть этот памятник станет символом величия побед Красной Армии, мощи Советского Союза, священным символом стойкости и мужества советского народа. Пусть живет в веках воспоминание о героях, вписавших столь4 славные страницы в книгу побед над фашизмом.
После речи генерал-полковника Гусева было снято полотнище, прикрывавшее на мятник, и перед взорами всех предстало величественное сооружение из мрамора и бронзы. На высоком постаменте возвышается 11-метровая фигура красноармейца-гвардейца с автоматом на груди. В правой руке он держит боевое знамя, в левой — герб Советского Союза. На фронтоне памятника золотыми буквами высечен текст приказа Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина в связи с овладением Веной и по бокам — имена павших в жестоких сражениях гвардейцев. В память павших героев был произведен трехкратный артиллерийский салют. Оркестр исполнил гимн Советского Союза.
Затем с речью выступил генерал-лейтенант Крайнюков.
Выступая от имени австрийского Временного правительства, государственный канцлер д-р Реннер заявил:
— Я преклоняюсь перед гигантским памятником мятником великим делам, которые как в истории Европы, так и в истории всего мира определяют повороты в развитии человечества. Здесь, на земле нашей республики, были даны завершающие бон. которые наряду с другими боями решающим образом повлияли на исход войны. Грядущие счастливые поколения будут стоять перед этим памятником и восхищаться героическими делами и подвигами Красной Армии, самоотверженностью советского солдата, мастерским руководством Генералиссимуса Иосифа Сталина. Их действия привели к свержению проклятого режима фашистской кабалы и к установлению длительного мира между народами всего мира. Все человечество находится в долгу у Красной Армии. У нас, жителей Австрии, особые основания быть благодарными Красной Армии, которая не только освободила нас от гнета фашизма, но и создала возможность возрождения нашей свободной и независимой республики, самоопределения нашего народа. Здесь, на этом священном месте, мы выражаем русскому народу и Генералиссимусу Сталину благодарность за освобождение, за великодушную помощь, которая спасла нас в тяжелый период величайшей нужды. Сохраним же в сердцах нашего народа и будущих поколений незабываемую благодарность Красной Армии и ее великому Генералиссимусу.
С речью выступил также вице-канцлер Фигль. Мы стоим, заявил он, у памятника носителям человеческого достоинства, борцам против фашистского варварства. Этот памятник павшим бойцам Красной Армян будет напоминать нам об освобождении Австрии. Истинные австрийцы должны укреплять завоеванную свободу.
Министр просвещения Эрнст Фишер выразил благодарность героической Красной Армии, бессмертные дела которой спасли Австрию.
Затем начался торжественный марш войск перед памятником. С винтовками наперевес и боевыми знаменами прошли различные подразделения Красной Армии. Каждое подразделение, проходя мимо памятника, возлагало к его подножью венки. Торжественным маршем прошла колонна американских, английских и французских частей, которые также возложили венки на памятник. На венке от американских солдат и офицеров надпись: «От армии Соединенных Штатов в честь их боевых товарищей — бойцов Красной Армии, павших в борьбе за свободу». Такая же надпись на венке от английских войск. Вслед за воинскими частями мимо памятника прошли многолюдные колонны граждан Вены. Они несли транспаранты, на которых были написаны горячие слова приветствия и благодарности Красной Армии освободительнице.