Передовицы
Авторские
7.
Квантунская армия не могла уже организованно сопротивляться. Она была парализована, сокрушена. Японцы оказались не в состоянии ни создать сплошного фронта, ни противостоять манёвру Красной Армии. Их последняя надежда — дать генеральный бой на линии Мукден — Чанчунь — развеялась, как дым. Искусство и сила советских войск сорвали все их планы.Стихотворения
Неавторские
(Беседа с председателем Всесоюзного комитета по делам высшей школы тов. С. В. Кафтановым)
Открытие музея «Кутузовская изба»
К полдню в Казанском соборе, где покоится прах полководца, собрались многолюдные делегации трудящихся города. Над могилой, окруженной алыми знаменами, на фоне черного бархата сверкает золотом надпись: «Михаил Илларионович Кутузов». Орел с распростертыми крыльями держит над прахом героя лавровый венок. На противоположной стене — большой барельеф ордена Кутузова.
Сообщения ТАСС
После капитуляции Японии гитлеровцы созвали митинг, на котором заявили о своем «отречении» от гитлеризма.
Газета далее сообщает, что в состав немецкой колонии в Японии, помимо видных гитлеровцев, входили многие германские профессора, музыканты и прочие лица, давно живущие в Японии. Все они находились под контролем гестаповского главаря Мейзингера, который сотрудничал с японской секретной полицией.
Корреспондент приводит ряд имен нацистов, все еще роскошно живущих в Швейцарии. Это бывший консул фон Брахт, занимающий виллу в Морат, военный атташе фон Ильсеман, который считался главой нацистской разведки в Швейцарии (он комфортабельно живет в Мури), советник Риббентропа Кордт, живущий, как миллионер, в собственном особняке, авиационный атташе и личный друг Геринга фон Гриппе, занимающий с женой и многочисленными слугами большой замок, видный нацистский чиновник Фрич. благоденствующий в одном из кантонов Швейцарии, барон фон Бек, формально являющийся интернированным, но пользующийся большой свободой (его регулярно видят по вечерам в городе в популярном баре пьющим виски), и другие.
Немецкие пароходные фирмы в Португалии вообще не закрывались. Сейчас немцы сняли с фасада здания, где размещены конторы этих фирм, вывески с обозначением пароходных и воздушных маршрутов, убрали рекламы и выступают в качестве португальских «туристских» агентов. Германские школы были закрыты португальскими властями, но через некоторое время немецкие учителя возобновили занятия в частных домах.
Последний немецкий посланник в Португалии фон Галем живет в Каскайже. Бывший начальник германского бюро печати Клейн также пользуется полной свободой и расположением португальских властей. Вообще немцам в Португалии живется вольготно и безбедно. В течение войны германское золото стекалось в Португалию в большом количестве.
Хольмберг пишет, что во время дебатов в риксдаге в этом году он обратил внимание депутатов на то, что Швеция до весны 1945 года состояла членом управлявшейся германскими нацистами международной уголовной полицейской комиссии. На это заявление Хольмберга Эрландер в то время ответил, что данное утверждение верно и что «действительно Швеция выплачивала еще с довоенных времен 600 франков в год членских взносов в эту организацию. После того, как организация стала нацистской, говорилось в ответе Эрландера, мы не отменили своего решения о членстве в этой организации и формально принадлежали к ней, продолжая выплачивать некоторые суммы на основании прежнего решения. Однако никаких практических последствий членство Швеции в этой организации за собой не извлекло».
Хольмберг пишет, что тогда он был вполне удовлетворен заявлением Эрландера, ибо полагал, что «Эрландер знает, что говорит».
Однако известно, что, как писал 21 августа 1943 г. в газете «Свенска дагбладет» помощник комиссара по уголовным делам Клинт, шведская уголовная полиция организовала специальную радиостанцию для приема сообщений от переведенной тогда в Берлин международной уголовной полицейской комиссии. Этот прием продолжался до 9 апреля 1945 г.
В письме Хольмберга говорится, что Клинт рассказывал о том. как эта международная организация предъявляла шведской полиции требования о производстве розысков и об аресте большого числа лиц, находившихся в Швеции и обвинявшихся гитлеровцами в различных преступлениях. В связи с этим Хольмберг пишет: «Рассказ Клинта противоречит заявлению Эрландера о том, что членство Швеции в международной полицейской комиссии «не имело никаких практических последствий». «Я позволю себе, — пишет Хольмберг Эрландеру, — спросить вас, — были ли вам известны указанные выше обстоятельства, когда вы давали объяснение в риксдаге по данному вопросу, или же ваш ответ был чистосердечным, и вы были введены вашими подчиненными в заблуждение относительно действительных обстоятельств данного дела?» Недавно Эрландер ответил Ходьмбергу через Шведское телеграфное агентство следующее: «Министерство социальных дел произвело расследование по поводу вопроса, заданного Хольмбергом. Когда я ознакомился с результатами этого расследования, я, к сожалению, констатировал, что мое разъяснение этого вопроса в риксдаге не вполне соответствовало действительности. Мое заявление основывалось на запросе, который я сделал по этому поводу полиции безопасности. Произведенное в настоящее время расследование, по-видимому, подтверждает правильность сведений, данных мне полицией безопасности о том, что она но имела контакта с международной полицейской комиссией. Однако я не запрашивал уголовно-техническое бюро, которое, как я должен был бы знать, в июне 1943 г. установило радиостанцию для приема передач международного полицейского радио из Берлина. То, что я это забыл, объясняется тем, что я считал прием этих передач не имеющим значения и со шведской точки зрения совершенно безопасным». Эрландер далее утверждает, что начальника упомянутого уголовно-технического бюро нельзя заподозрить в услужливости нацистской Германии.
«Ню даг», комментируя ответ Эрландера, пишет: «В своем ответе Хольмбергу бывший заместитель министра социальных дел признает, что его заявление в риксдаге относительно отсутствия связей шведской полиции с гестапо не соответствует действительности».
НЬЮ-ЙОРК, 15 сентября. (ТАСС). Вашингтонский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс сообщает, что член конгресса США от штата Вашингтон демократ Деласей обвинил правительство Франко в намерении казнить без суда лидеров антифранкистского подполья Сантьяго Альвареса и Себастьяна Сапирайна. По словам Дсласея, когда он узнал о том, что Альварес и Сапирайн осуждены на смерть, он обсуждал этот вопрос в государственном департаменте, где ему заявили, что сделают все возможное для соблюдения справедливости. По его словам, Альварес и Сапирайн, находясь в 1937 году на Кубе, помогали выявлять лидеров фалангистского шпионажа в Караибской зоне. Позднее Альварес сражался во Франции в рядах партизан, а затем переехал в Испанию для организации антифранкистского движения.
ЛОНДОН, 16 сентября. (ТАСС). Бюллетень «Спениш рипабликэн ньюс», издающийся в Лондоне, обратился к друзьям республиканской Испании с призывом оказать помощь и спасти бывшего комиссара 5-й испанской республиканской армии Сантьяго Альвареса и бывшего комиссара 4-й испанской республиканской армии Себастьяна Сапирайна, которые были арестованы и подвергнуты пыткам фалангистской полицией, а теперь осуждены на смертную казнь.