Здесь во главе войск, освободивших Россию, а потом я народы Европы, закончил свой славный жизненный путь великий русский полководец.
За несколько месяцев до своей кончины М. И. Кутузов в приказе войскам при переходе границы Восточной Пруссии писал:
«Заслужим благодарность иноземных народов и заставим Европу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и неподражаемо в великодушии и добродетелях мирных! Вот благородная цель, достойная воинов, будем яге стремиться к ней, храбрые русские солдаты!».
Кутузову не довелось вернуться во главе своих победоносных войск на родину. Весной 1813 года он умер. Умирая, Кутузов сказал окружавшим его соратникам:
— «Прах мой пусть отвезут на родину, а сердце похоронят здесь, у Саксонской дороги, чтобы знали мои солдаты -сыны России, что сердцем я остаюсь с ними».
Прошло сто тридцать два года с тех пор, как близ Бунцлау, возле деревни Тилендорф, над погребенным сердцем Кутузова возник могильный холм и друзья полководца поставили на нем скромный памятник. И вот в весенние дни 1945 года в этих местах снова раздались залпы русских пушек, вновь по этим дорогам двинулись русские полки — полки Красной Армии. Добивая гитлеровских захватчиков, они шли вперед по той же земле, по которой когда-то шли кутузовские гренадеры, герои Бородина, Смоленска и Красного. И перед ними, как живой, вставал мужественный образ Михаила Кутузова.
Здешняя земля вновь увидела великолепное мужество наших бойцов, их беззаветную любовь и преданность отчизне.
Когда немецкий дзот пулеметным огнем преградил дорогу нашим подразделениям, старший сержант комсомолец Павел Зайцев грудью своей закрыл амбразуру. Когда немецкие бомбардировщики появились над боевыми порядками наших частей, в воздухе находился летчик младший лейтенант Казаков. У него кончались боеприпасы. Последними снарядами он поджег один вражеский бомбардировщик, а второй сбил тараном. Могилы Героев Советского Союза Зайцева и Казакова, ка к и многих других отважных воинов, павших смертью храбрых в тс дни, находящей возле сердца Кутузова.
...Бои уже шли возле Бунцлау, на улицах города бушевало пламя пожаров, когда подполковник Репиц на стене одного из домов увидел доску с надписью: «В этом доме умер князь Михаил Кутузов. 28 апреля 1813 года». Дом горел. Работники комендатуры, возглавляемые майором Кравченко и его заместителем майором Ковалевым, советские граждане, освобожденные из фашистской неволи, ведрами носили воду. Дом отстояли.
А вскоре в окрестностях города были найдены и другие памятники русской славы — могила, где похоронено сердце Кутузова, обелиск в его память, памятник русским воинам — героям войны 1812—13 годов в двух километрах от Бунцлау, на окраине деревни Гросс Краушен. С огромной любовью и заботой наши офицеры и бойцы взялись за восстановление и приведение в порядок исторических мест. По старинным описаниям, рисункам и гравюрам восстановили домик где умер Кутузов, и в нем оборудовали музей.
Ныне музей Кутузова посещают тысячи экскурсантов. Они подолгу задерживаются в комнате, где умер Кутузов.
В соседней комнате оборудована выставка, посвященная полководческой деятельности Кутузова. Здесь собраны интересные исторические документы, книги и журналы, относящиеся к той эпохе, образцы оружия и воинского снаряжении русской армии, медали и памятные знаки. Висят портреты прославленных соратников Кутузова — генерала Багратиона, Барклая-де-Толли, Дохтурова, Милорадовича, Платова, первого русского партизана подполковника гусарского полка Дениса Давыдова. Здесь же карта знаменитых исторических битв и походов Кутузова, схема расстановки боевых сил на Бородинском поле перед сражением, схемы Шевардинского боя и другие.
Следующие две комнаты посвящены Красной Армии и ее великим победам.
Внизу, на первом этаже — комната венков. Здесь особенно чувствуешь живую нить, протянувшуюся в глубь истории от наших дней. На одном из венков надпись: «Великому русскому полководцу от генералов, офицеров, сержантов и красноармейцев Н-ского Смоленского орденов Красного Знамени и Кутузова соединения». Советские воины, освобождавшие Смоленск и награжденные орденом Кутузова, почтили память того, кто освободил Смоленск сто тридцать три года назад.
Затем экскурсанты идут на могилу, где погребено сердце фельдмаршала. Совсем недавно здесь был пустырь, и памятник на великой могиле стоял одиноко среди сосен, заросший травой и бурьяном. Теперь не узнать этого места. У могилы Кутузова разбит цветник, из белого камня выстроена широкая лестница, окаймленная красными стягами. Площадка вокруг могилы расчищена, убрана.
Здесь стоит бессменный почетный караул. Влево от могилы лестница спускается к другому памятнику — памятнику над могилами героев Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков. Напротив, через дорогу, построен небольшой деревянный домик. Это — читальня и место отдыха посетителей исторических мест.
Так чтят советские воины память своего великого предка. Они во много крат умножили славу русского оружия в Великой Отечественной войне 1941–45 годов. Под водительством великого Сталина они одержали блестящую, невиданную в истории человечества победу.
На дороге к Саксонии, близ деревни Тилендорф, в Силезии высятся могильные обелиски — памятники двух эпох, символ бессмертия русской славы и величия духа нашего народа. Торжественным маршем, под звуки оркестров, с развернутыми боевыми знаменами к могиле приходят воинские части. Они приходят сюда, чтобы почтить память великого русского полководца; они останавливаются возле его могилы и склоняют свои знамена. Прославленные в боях советские офицеры, опускаясь на колена, возлагают венки. На знаменах многих частей, на груди многих генералов и офицеров сияют ордена, названные именем того, чье сердце покоится в этой земле.