ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
11.6.2023
Москва
1945 24
Вышел десятитысячный номер газеты «Правда»
ЦК ВКП(б) уверен, что «Правда» и впредь будет с честью выполнять свои задачи знаменосца идей партии Ленина-Сталина и силой большевистскою слова поднимать советский народ на новые трудовые подвиги во имя дальнейшего укрепления могущества, экономического и культурного расцвета нашей великой социалистической Родины.

Из приветствия Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков).«Правда»

Передовицы

Боевой орган партии Ленина— Сталина
Сегодня вышел в свет десятитысячный номер газеты «Правда». Это — большая и радостная дата в славной летописи большевистской печати. На протяжении более трех десятилетий, богатых событиями гигантского исторического масштаба, изо дня в день выходила ваша «Правда». Ее первый номер вышел 5 мая 1912 года, в ту пору, когда рабочий класс России, пережив полосу реакции, снова выступил на арену борьбы с буржуазно-помещичьим строем. Ее десятитысячный номер выходит в день, принадлежащий новому веку — веку торжества исторического дела рабочего класса, когда идеи социализма из заветной мечты человечества стали явью в нашей стране, занимающей шестую часть земного шара. Велик путь, пройденный «Правдой». Благородны ее традиции. С полной силой звучит ее голос. Ее любят миллионы и миллионы читателей. Народ знает, что голосом «Правды» говорит великая партия большевиков. «Правда» — знаменосец идей этой партии. Путь «Правды» — это путь борьбы за дело партии, за дело Ленина—Сталина.
«Правда» № 229 (10000) от 24.09.1945 г. [1] [т]

Авторские

Стихотворения

Неавторские

Сообщения ТАСС

Приказ генерала Макартура об аресте генерала Абэ
ЛОНДОН, 23 сентября. (ТАСС). Как сообщает токийский корреспондент агентства Рейтер, 22 сентября генерал Макартур отдал приказ японскому правительству доставить бывшего генерал-губернатора Кореи генерала Нобуюки Абэ в тюрьму.

Абэ прибыл в Токио 19 сентября после снятия его командующим 7-й американской пехотной дивизии генерал-майором Арнольдом в начале этого месяца с поста генералгубернатора Кореи. Абэ возглавлял японскую делегацию, подписавшую условия капитуляции японских войск в Корее.

«Правда» № 229 (10000) от 24.09.1945 г. [4] [т]
Слухи о Еве Браун
НЬЮ-ЙОРК, 23 сентября. (ТАСС). Корреспондент газеты «П. М.» Бернштейн, недавно вернувшийся из Германии, полагает, что любовница Гитлера Ева Браун жива. Он сообщает, что служанка Евы Браун видела последнюю два месяца тому назад в Мюнхене, под охраной двух американских офицеров.
«Правда» № 229 (10000) от 24.09.1945 г. [4] [т]
Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене
ЛЮНЕБУРГ, 22 сентября. (ТАСС). Пятый день процесса начался допросом АдЫ Бимко — свидетельницы обвинения, бывшей заключенной Бельзенского лагеря. Ада Бнмкс — врач, польская гражданка. Эсэсовцы арестовали её 4 августа 1943 г. и вместе с 25 тысячами евреев отправили в Освенцим.

На вокзале в Освенциме, рассказывает Ада Бимко, женщин с детьми сразу посадили в грузовые машины и отправили в газовые камеры, подавляющее большинство остальных несколько позже также направили в газовые камеры и лишь немногих оставили в бараках. Из 5 тысяч человек, прибывших с Бимко в одном поезде, в газовые камеры было отправлено 4.500 чел., в том числе отец, мать, брат и 6-летний сын Бимко.

Свидетельница показывает, что её оставили работать врачом в лагерной больнице, и она часто наблюдала, как производится сортировка людей. В больнице отбор людей для уничтожения производился следующим образом: больных поднимали с постели и заставляли проходить через комнату, где заседали врачи-эсэсовцы — мужчины и женщины. Слабых сразу отправляли в газовую камеру.

Прокурор спрашивает свидетельницу, кого из врачей, отбиравших заключенных для уничтожения, она знает. Ада Бимко называет имена: д-р Клейн, д-р Рот, д-р Тило, д-р Кениг и д-р Мегель. Тогда председатель суда предлагает свидетельнице опознать среди подсудимых тех, которые «работали» в Освенциме и Бельзене. Ада Бимко медленно проходит вдоль скамьи подсудимых, внимательно всматриваясь в лица преступников, и уверенно называет: Крамер, Клейн, Фольфенрат. Вейнгартнер, Гесслер, Элерт, Грезе, Коппер, Лобауэр, Борман, Отто Вальтер и др.

Свидетельница останавливается Около одного подсудимого, сидящего в первом ряду крайним справа. Это — молодой человек.

На вид ему не более 25 лет. Несколько мгновений он смотрит в лицо Свидетельнице, но не выдерживает и опускает голову Свидетельница молчит. Подсудимый опускает голову еще ниже. Тогда Ада Бимко произносит: я не знаю имени этого подсудимого. Он был шефом кухни женского лагеря в Бельзене. На моих глазах он двумя выстрелами в упор застрелил молодую женщину, которая хотела подобрать очистки брюквы.

Ада Бимко обращает внимание суда на подсудимую Борман. Это старуха, небольшого роста, с бегающими маленькими черными глазами. Она была надсмотрщицей и жестоко истязала заключенных. Жертвы этой старухи поступали в больницу и становились пациентами свидетельницы Бимко.

Ада Бимко показывает, что в Бельзене лагерный режим был тяжелым. Однако значительно хуже он стал после назначения комендантом лагеря Крамера. Крамер прибыл в Бельзен в декабре 1944 г., и с этих пор — заключенных стали выводить в 3 ч. 30 м. утра на проверку, длившуюся 5 часов. Заключенным начали выдавать такое количество похлебки и воды, что человек медленно умирал с голода. Побои заключенных стали массовым и обычным явлением. Свидетельница видела, как Крамер лично избивал ногами заключенных русских. Бельзен стал вторым Освенцимом.

Допросом Ады Бимко закончилось утреннее заседание суда. После короткого перерыва суд в полном составе выехал в Бельзенский лагерь.

ЛЮНЕБУРГ, 23 сентября. (ТАСС). В шестой день суда над палачами из гитлеровского концентрационного лагеря в Бельзене продолжался допрос свидетельницы Бимко.

Защитник Грэнфилд подробно устанавливает, сколько раз избивали свидетельницу, когда она работала в больнице Освенцимского лагеря, кто ее избивал и каким образом. Бимко отвечает: «Били меня три раза: два раза доктор Мегель, третий раз — надзирательница. Во всех трех случаях били по лицу».

Далее защитник выясняет подробности отбора заключенных для отравления газом в Освенциме. Свидетельница заявляет, что в отборе жертв для отравления принимали участие старшая надзирательница Дрехслер, надзирательница Грезе и комендант лагеря Крамер. Женщины, которым было ясно, о чем идет речь, плакали, умоляли, пытались спрятаться. Крамер вталкивал их в грузовики, избивая женщин руками и тогами.

Так ли все это было? — спрашивает защитник, может быть, неправда, что в газовые камеры отправляли из этого лагеря только евреев?

Я не вру, отвечает Бимко. Защитник не должен меня останавливать, он судит обо веем только по показаниям, я же все это видела и перенесла.

Затем Грэнфилд уточняет вчерашние показания Бимко об участии подсудимого доктора Клейна в отправке в газовую камеру четырех тысяч женщин 1 декабря 1943 года.

Защита добивается, чтобы свидетельница Бимко ответила одним словом — «да» или «нет» на вопросы: добровольно ли доктор Клейн выдал в апреле медикаменты для лечения заключенных и были ли распределены среди заключенных посылки Красного Креста.

Свидетельница настойчиво отклоняет такую постановку вопросов, отказываясь отвечать одним словом, и объясняет, что как лекарства, так и посылки Красного Креста были выданы за несколько часов до прихода английских войск.

В последующих вопросах защита ставит под сомнение показания Бимко о том, что Крамер избивал заключенных. Бимко отвечает контрвопросом: я должна спросить защитника, кто при этом присутствовал — я или он?

Остальное время утреннего заседания уходит на уточнение показаний Бимко об убийстве женщины одним из подсудимых.

Затем суд объявил перерыв до понедельника.

«Известия» № 222 (8832) от 24.09.1945 г. [4] [т]

Документы

Графика

Сканы газет

«Правда» № 229 (10000) от 24-09-1945