ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
1.10.2023
Москва
к списку
Служим советскому народу!
Сегодня на нашей правдистской улице праздник, и это праздник всего нашего народа, потому что «Правда» принадлежит советскому народу и он является нашим издателем. Праздник на улице «Правды» с великим праздником победы на большой «нашей улице» и является частью этого светлого праздника.

Десять тысяч номеров — это единственная в своем роде библиотека, неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры, достояние, которым дорожит всякое книгохранилище в мире.

Мы с волнением смотрим на уцелевшие страницы газет Парижской коммуны. С любовью рассматриваем листы «Новой рейнской газеты» Маркса и Энгельса. Эти газеты и другие им подобные, — великие памятники человечества. Замечательные события в них отразились. Замечательные события в них отразились. Замечательные слова в них сказаны.

Несравнимо с этим значение десяти тысяч номеров «Правды». В них — дневник великого советского народа, героическая летопись всемирно-исторической борьбы за социализм. Поколения будут изучать опыт созидания нового мира, и та хроника, которую в свои дни только пробегал глазами современник, предстанет как исторический материал величайшей ценности.

Номера «Правды» с 23 июня 1941 года — это дневник Отечественной войны. Здесь отражена вся жизнь нашей Родины на фронте и в тылу.

Это не просто перечень замечательных фактов. Это сгусток тех чувств, которыми жил советский народ во время войны. Газета хранит наш гнев и нашу радость, скорбь о павших с честью за свободу Родины и гордость ее сынами. Газета рассказывает, как день за днём, в героической борьбе, в напряжённом труде создавалась победа над врагом. Годы пройдут и десятилетия, а не остынет тот пламень, который согревал статьи и очерки, корреспонденции и фельетоны «Правды».

Правда — девиз нашей партии. «Правда» — голос нашего народа.

Враг с первых дней войны оценил значение «Правды». Агентство Стефани в Риме сообщило 25 июля: «В результате воздушной бомбардировки Москвы, кажется, повреждён мавзолей Ленина. Газета «Правда» сегодня не вышла».

На карте Москвы, найденной у сбитого немецкого лётчика, редакция «Правды» была отмечена крестиком. Она была военный объектом для немцев. Гитлеровцы пытались прервать выход нашей газеты. Они знали имена наших работников, и в одном из радиосообщений из Рима были по-именно названы те наши товарищи, которых фашисты собирались повесить, «когда придут в Москву».

Ни на один день, ни на один час не удалось немцам и их сателлитам прервать работу «Правды». Гитлеровцы лишь выдали свой сокровенный план, когда сообщили, что «Правда» не вышла. Да, они очень хотели, чтобы мы перестали существовать. Они пытались запугать нас. До чего эго было бессмысленно! Угрозы врага заставляли нас улыбаться. Мы находились под охраной нашего народа. Мы знали, что враг не войдёт в Москву. Мы не знаем теперь, где те кто угрожал нам виселицей. Может быть, они уже висели, может быть, скрываются от виселицы.

Гитлер мечтал о том, что уничтожит «Правду» не только потому, что это газета советского народа. Гитлер собирался искоренить марксизм-ленинизм во всем мире. Он хвастливо утерял, что уже выполнил эту свою задачу в Германии. Глупец! Марксизм-ленинизм нельзя уничтожить. Красная Армия, воспитанная партией большевиков, Лениным и Сталиным, оказалась сильнейшей армией в мире. Учение Маркса — Энгельса — Ленина—Сталина торжествует над гнусными фашистскими бреднями. «Правда» никогда не страдала недооценкой врага. Но она всегда учила советский народ презирать фашистов, и она неплохо выражала это презрение.

Были в жизни «Правды» тяжёлые дни, когда фронт подошёл почти вплотную к Москве. Но писать нам в эти дни было легко. Мы знали, что слово газеты слушает вся страна. «Правда» выходит, — Москва живет! Враг распространял по миру брехню о Москве, предсказывал близкие минуты ее падения, рисовал фантастические картины полного разрушения советской столицы. А «Правда» выходила, «Правда» издевалась над врагом, «Правда» выражала твёрдую уверенность в том, что враг будет разгромлен под Москвой, и этот наш ежедневный голос срывал лживую пропаганду врага.

Вся наша родная страна, весь мир прислушивался к голосу «Правды». Тысячами путей доходило наше слово до подпольных борцов, до партизан в оккупированных странах Европы. Наши корреспонденции о советских партизанах были учебными пособиями для мужественных борцов в славянских землях.

«Правда» приобрела миллионы новых друзей во всех странах мира. Но, конечно, большевистской газеты и не мало противников и врагов. «Правду» не любят те, кто поддерживал Гитлера, явно или скрыто. Что же, мы никогда не ставили перед собой задачу походить на гоголевскую даму, приятную во всех отношениях. Кто борется за правду, у того всегда есть враги.

«Правда» с честью боролась за демократию, за свободу и за независимость народов, когда фашизм был в силе, когда он повелевал значительной частью Европы и угрожал задушить демократию во всем мире. Фашистской Германии больше нет. Она разгромлена Красной Армией и армиями наших союзников. Но фашизм ещё живёт. Он маскируется, перекрашивается. Он даже выдает себя за «демократизм». Нас не обманешь и не проведёшь. Мы продолжаем борьбу за демократию, как бы ни визжали те с кого мы без всякой пощады сдираем маски. Мы служим правде и только правде. Можно надувать простачков, переименовав, к примеру, слово «блок» в слово «организация», в слово «семья». Но простаков надо искать в других местах, — не в Советском Союзе.

Конечно, не всем нравится «Правда», но мы и не желаем всем нравиться. С нас достаточно и того, что к нам с доверием и любовью относятся все советские люди, что у нас друзья в Красной Армии и на советских предприятиях, в городах и в колхозах. Мы горды тем, что растёт число наших верных друзей во всех странах мира. Враги рабочего класса и демократии не могут примириться с «Правдой», потому что это газета нового типа, как и наше советское государство является демократией нового и более высокого типа.

Нам смешно, когда иные люди, никогда не испытавшие великого чувства свободы, рассуждают о том, свободна ли советская печать. Наш сегодняшний праздник — это праздник свободы печати в Советском Союзе. Нас наградил великий народ, самый свободный народ в мире, не знающий над собой никакой внешней власти, давно покончивший с властью монархов, помещиков, капиталистов, народ-самодержец, растоптавший тех наглецов, которые пытались поднять руку на независимость советской страны.

Чувство высокого достоинства живёт в каждом советском гражданине, потому что он — свободный человек. Этого, быть может, ещё не понимают некоторые иностранцы. Ничего, поймут со временем и это, как поняли многое другое в нашем народе. «Правда» — это голос свободного народа, правдивый и чистый голос. Ложь, фальшь, притворство нетерпимы в советской печати. Мы пишем только о том, что имеет общественный интерес, что важно для нашего народа, для всех трудящихся. Мы не потакаем дурным вкусам и не играем на низменных инстинктах. Враги нас боятся. Мы их презираем.

Те, что называют свободой печати в некоторых странах Запада, есть только верёвка, на которой капиталист-издатель держит своих журналистов. Если верёвка длинная, то и свобода печати там относительно большая. А если верёвка короткая, то и свобода печати очень куцая. Впрочем, иногда Херст даёт полную «свободу» своим чернильным холопам. Он совсем спускает их с цепи, чтобы они совершенно «свободно» бросались на советский народ.

Нам, советским работникам печати, наш народ, наша партия доверили острейшее своё оружие: печатное слово. Мы гордимся этим доверием. Мы сознаем свою великую ответственность перед народом. Слово большевика должно быть твёрдым, принципиальным, глубоко идейным словом. Оно не может расходиться с делом. Наши военные корреспонденты не раз шли в бой рядом с красноармейцами. Наши писатели изучали военную обстановку под обстрелом врагов. Свобода советской печати — в служении своему народу. Советский журналист свободен, потому что не могут повлиять на него никакие посторонние влияния. Советский журналист — работник. Он получает заработную плату за свои труды, но он не трудится для денег. Он не продаёт себя, не торгует ни идеями, ни новостями. Знает ли хоть один иностранный журналист такую свободу?

Только советская печать может сказать о себе, что в течение всей войны она вся шла со своим народом, помогала народу победить, выражала чувства народа, вооружала народ чувствами непримиримой ненависти к врагу и беззаветной любви к Родине. Советская печать с «Правдой» во главе с честью выполнила свой долг. Она оправдала доверие народа. Она правильно использовала предоставленную ей свободу. А сколько мы знаем газет в других странах, которые под предлогом свободы печати срывали победу над Германией, мешали военным действиям, сеяли неверие, уныние в народных массах, разжигали ненависть не к врагу, а к союзникам. Свою «свободу печати» эти газеты превратили в свободу лжи и клеветы. Они выражали не мнения и настроения своих народов, а только корыстные интересы своих издателей. Реакционных предпринимателей, торгашей и предателей. Народ не верит этим газетам, он не уважает там работников печати, считает их людьми нечистыми и продажными.

За границей работа журналиста — карьера. У нас — боевой пост. Мы стоим на этом посту, охраняя интересы нашего государства, нашего народа. На большую высоту поднял советский народ звание и достоинство советского работника печати. Мы внимательно выслушиваем строгую критику наших недостатков; — их немало. Похвалой мы гордимся, но она не успокоит нас. Мы делали своё дело, как делал своё дело каждый советский патриот. И на приветствие, к нам обращённое от имени Центрального Комитета нашей партии, от имени нашего народа, мы отвечаем боевым откликом:

— Служим советскому народу!

Подготовка текста: Ольга Федяева. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны