Передовицы
Авторские
Стихотворения
Неавторские
Сообщения ТАСС
Дело республиканской Испании, указал Ласки, является одним из величайших экзаменов с точки зрения нашей преданности свободе. Ни один честный человек не может отрицать, что режим, подобный франкистскому, закрывает среднему испанскому гражданину доступ к какой-либо из четырех свобод. Все знают, что это — режим жестокий, продажный и невежественный и что в Испании он не пользуется поддержкой со стороны кругов, имеющих право на самоуважение.
«Какова будет наша политика в отношении Испании? — спросил Ласки. — Дозволим ли мы, чтобы эта трагедия продолжалась во всем своем варварстве? Думает ли кто-нибудь искренно, что Испания, созданная Франко, может быть чем-либо иным, помимо отравы, в сообществе народов? Разве не очевидно, что настанет такое время, когда его ярмо окажется нестерпимым, и это вызовет новую и более варварскую войну?».
По словам Ласки, в случае, если политика молчаливого бездействия будет продолжаться, то возможно, что Франко придет к какого-либо рода сделке с одним из претендентов на испанский трон. «Наш долг, — сказал Ласки, — заключается в том, чтобы отказаться от признания Франко».
Испанская республика, заявил далее Ласки, существует, хотя она находится в изгнании. «Если бы не политика невмешательства, столь бесчестно изобретенная и еще более бесчестно примененная Англией и Америкой, то Испанская республика существовала бы и сегодня».
Свидетельница описала, как она была арестована и привезена в Освенцим. С арестованных женщин была снята вся одежда. В течение всего дня они оставались обнаженными, и только к вечеру им дали грязные рубашки, по которым ползали паразиты. Заключенные спали по 7–8 человек на одной койке. Их часто заставляли выстраиваться b стоять часами. Того, кто шевелился, били или заставляли становиться на колени и держать в руках тяжелый камень. «В 1941 году на рождество 300 еврейских женщин были выстроены нагими в госпитале. У тех, кто не смог подняться с коек, как и у тех, кто имел сильно изможденный вид, эсэсовцы отняли номерки. Нам было ясно, что эти несчастные обречены на смерть. Я была среди них»,
На вопрос, кто возглавлял отбор заключенных для газовой камеры, Литвинская указала на подсудимого Гесслера, воскликнув: «Вот он, убийца, виновник стольких смертей!»
Резолюция английского профсоюза транспортных и неквалифицированных рабочих
В резолюции выражаются опасения, что Франко по многим признакам претендует на участие в мирных переговорах. Резолюция добавляет: «Дальнейшее существование фашистской Испании является угрозой безопасности народов Европы».
Исполнительный комитет заявляет: «Мы считаем, что мир, предначертанный Крымской конференцией, будет действительно в безопасности лишь при условии, если правительство, существующее в Испании, будет заменено широкой народной демократией».