Передовицы
Мир рождён победой. Только ликвидировав очаги мировой агрессии на Западе и Востоке, человечество могло вздохнуть свободно. Германия и Япония развязали вторую мировую войну. Германские и японские империалисты, совершив величайшее злодейство, ввергнули народы мира в пучину кровопролитной войны. Не раз в ходе войны, когда положение фашистских армий становилось все безнадёжнее, гитлеровцы, а позднее и японские империалисты затевали разговор о мире. «Но о каком мире, — писал товарищ Сталин 1 мая 1943 г , — может быть речь с империалистическими разбойниками из немецко-фашистского лагеря, залившими кровью Европу и покрывшими ее виселицами? Разве не ясно, что только полный разгром гитлеровских армий и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии могут привести Европу к миру?» Товарищ Сталин указал тогда, что задача советского народа и Красной Армии состоит в том, чтобы «разбить врага и проложить таким образом путь к миру».
Авторские
Стихотворения
Неавторские
Родной наш Сталин — вот кто привел нас к победе, — сказал председатель колхоза «Свободный путь». Моршанского района, тов. Козлов. — Желанный мир наступил для (всех народов. В честь победы наш колхоз вдвое увеличит ежедневную вывозку хлеба государству.
В Каменском районе в честь всенародного праздника колхозники организовали красные обозы с хлебом. Колхоз «Третий районный съезд Советов» выполнил месячный график на 220 проц. На митинге колхозники приняли решение: отправлять хлеб днем и ночью, чтобы в ближайшие дни завершить годовой план хлебозаготовок.
— Радость такая, что не знаешь, как про нее высказать, — сказала на митинге колхозница тов. Никитина. — Сталин нам нынче про желанный мир поведал. Повержен заклятый враг на Востоке, мирная жизнь отныне становится нерушимой. Как и в дни войны, будем прилежно работать на полях, чтобы встретить воинов-победителей как полагается.
Красные обозы с хлебом в честь победы организованы в Токаревском, Избердеевском, Уваровском и других районах.
С огромным воодушевлением было встречено в Приморье обращение товарища Сталина к народу. Над живописной бухтой Золотой Рог зажглись праздничные огни, взвились разноцветные фейерверки. Владивосток снял светомаскировку. Улицы города озарились яркими огнями. На домах, над кораблями — всюду взвились красные флаги. Военные корабли и береговая артиллерия салютовали разноцветными трассирующими пулями в честь исторической победы.
На предприятиях, на кораблях, в частях Красной Армии и Тихоокеанского флота состоялись многолюдные митинги.
Из заводских ворот, школьных дворов, гарнизонных казарм, учреждений, институтов, театральных подъездов вышли на улицу колонны трудящихся. С оркестрами и знаменами проследовали они в центр города. Асфальтированная площадь перед домом правительства, вмещающая более 10.000 человек, полна. Заполнены и прилегающие к. ней улицы и скверы. Секретарь Фрунзенского обкома и горкома партии тов. Мамбетов открывает общегородской митинг, посвященный всенародному торжеству — празднику победы над Японией. Слово предоставляется секретарю ЦК КП(б) Киргизии тов. Боголюбову. По поручению правительства и ЦК КП(б) Киргизии он приветствует трудящихся столицы республики и поздравляет их с праздником победы над Японией.
— Доблестная Красная Армия, — говорит тов. Боголюбов, — вписала еще одну блестящую страницу в историю борьбы за мир. Вслед за очагом мировой войны на Западе полностью ликвидирован очаг агрессии на Востоке. В день всенародного торжества все наши мысли обращены к великому организатору и вдохновителю наших побед, создателю и гениальному руководителю вооруженных сил страны, Генералиссимусу Советского Союза товарищу Сталину.
По площади долго не стихает мощная овация в честь любимого вождя и полководца. С новой силой вспыхивает она каждый раз, когда с трибуны произносится имя товарища Сталина.
Выступившие на митинге стахановец завода имени Фрунзе тов. Беляев, директор киргизского мединститута тов. Петухов, капитан Петриченко рассказали о самоотверженном труде киргизского народа, о готовности рабочих, колхозников и интеллигенции и впредь, не жалея сил, трудиться для укрепления могущества нашей великой Родины. С исключительным воодушевлением участники митинга приняли приветствие товарищу Сталину.
— Мысли советских людей, — сказал он, — устремлены сейчас к любимому Сталину, к большевистской партии. Теперь весь пламень своего сердца, всю энергию отдадим осуществлению сталинской пятилетки восстановления и развитая народного хозяйства нашей Родины.
Коллективы фабрик и заводов, колхозы и совхозы края уже ознаменовали победу новыми успехами в труде. Сегодня Шарыповский совхоз Золотопродснаба завершил план хлебопоставок, сдав 3.540 пудов первосортного зерна. Новоселовский колхоз «Путь бедноты» 3 сентября закончил уборку урожая и в полтора раза перевыполнил августовское задание по хлебозаготовкам.
Сообщения ТАСС
Касаясь вопроса о Южном Сахалине и Курильских островах, Бирнс заявил, что Советский Союз оккупировал эти острова и Соединенные Штаты не возражали против позиции Советского Союза. Бирнс добавил, что вопрос будет урегулирован. Отвечая на вопрос, было ли достигнуто на Потсдамской конференции соглашение по этому вопросу, Бирнс заявил, что не было никаких разногласий.
Отвечая на вопрос, даст ли предложенное в Париже соглашение относительно Танжера возможность Бельгии, Португалии и Голландии вновь участвовать в управлении Танжером, Бирнс заявил, что он не может на это ответить, ибо только что получил сообщение о результатах конференции в Париже.
В ответ на вопрос, принял ли государственный департамент решение относительно судьбы итальянских колоний, Бирнс указал, что правительство Соединенных Штатов имеет мнение по этому вопросу, однако он считает неразумным сделать какое-либо заявление перед встречей министров иностранных дел в Лондоне.
Бирнс объявил о назначении посла Соединенных Штатов в Таи Джорджа Ачесона исполняющим обязанности политического советника при генерале Макартуре. Один из корреспондентов указал, что за последнее время высказывались предположения, будто на этот пост будет назначен бывший член верховного суда Робертс. Бирнс в ответ заявил, что он не думает, чтобы Ачесон, который недавно назначен послом в Таи, стал постоянным советником Макартура. Бирнс заявил, что постоянный советник будет назначен позднее.
На вопросы представителей печати, как отразится на применении атомной бомбы создание организации Объединенных наций, Бирнс заявил, что атомная бомба находится в таком же положении, как любое другое орудие войны. Отвечая на вопрос, в котором было высказано предположение, что Совет безопасности может потребовать установления контроля над атомной бомбой, Бирнс заявил, что он не желает обсуждать вопрос о Совете безопасности, однако, указал, что право вето применимо к вооружениям.
На вопрос, назначат ли Сое. пенные Штаты посла в Аргентину на место Брэдена, когда Брэден возвратится в Соединенные Штаты, Бирнс ответил, что, как он предполагает, это будет сделано.
Один из корреспондентов сказал, что, как показывают сообщения — из Японии, японский народ не осознал, что он проиграл войну. Корреспондент спросил, намерен ли государственный департамент показать факты японскому народу. Бирнс ответил, что японское правительство пытается смягчить удар поражения и что японский народ, подобно немцам, осознает поражение, когда будут предъявлены условия оккупации.
После этого Жуо созвал представите лей партий, чтобы обсудить ответ де Голля. Как передает агентство Франс пресс, по окончании совещания было опубликовано коммюнике, в котором говорится: «Лига прав человека», партия радикалов, социалистическая и коммунистическая партии заявили о своей солидарности с формой и содержанием протеста, заявленного национальным конфедеральным комитетом ВКТ против ответа главы временного правительства генеральному секретарю ВКТ.
Пять больших демократических организаций, решивших сохранять свою активную солидарность в целях достижения общих целей, определенных недавно, констатируют, что они лишены возможности сделать главе правительства свои критические замечания и внести свои предложения относительно избирательной системы, которая не является ни справедливой, ни лояльной. В виду этого они решили отправить главе правительства меморандум, чтобы довести до его сведения и до сведения страны свои критические замечания и свои предложения. Они вновь выражают готовность обсуждать вместе с главой правительства эти предложения при условии, что каждый сможет при полном знании вопроса взять на себя свою долю ответственности»,
То же агентство передает, что, выступая по радио, секретарь ВКТ и председатель Национального совета сопротивления Луи Сайян заявил: «Неужели нужно забыть, что именно по просьбе генерала де Голля шесть членов Всеобщей конфедерации труда примкнули к нему в Алжире, чтобы заседать в Консультативной ассамблее?».
Напомнив, что «именно представитель ВКТ в Национальном совете сопротивления в период подполья настаивал в январе 1914 года на том, чтобы алжирский комитет рассматривался как временное правительство Французской республики», Сайян потребовал предоставления ВКТ права участвовать в политических спорах. В заключение Сайян сказал: «Каждый акт Всеобщей конфедерации труда совершается в интересах нации. Никто не может оспаривать ее право интересоваться выборами. Она будет продолжать свою деятельность и миссию в защиту свободы и демократии».
Делегация осмотрела Катовицы и посетила Краков, после чего выехала в Чехословакию. Руководитель делегации полковник Шимановский, руководящий польским отделом при штабе Эйзенхауэра, подчеркнул, что все солдаты польского корпуса в Италии желают возвратиться на родину.
«Через два дня после того, как капитуляция Японии, последовавшая менее чем через четыре месяца за капитуляцией Германии, положила конец огромному конфликту на земле, — сказал де Голль, — мы празднуем сегодня победоносно и свободно годовщину Третьей Республики. Третья Республика! Рожденная после поражения под Седаном и имевшая своей задачей ликвидировать причины, вызвавшие его, и исправить последствия, в течение долгого времени она была полезной для Франции, ласковой к ее детям, даже славной в своей деятельности, и в конце концов она была сметена несправедливой судьбой в период временного поражения 1940 г.!»
Де Голль заявил, что в период Третьей Республики Франция добилась успехов в области как внешней, так и внутренней политики.
«Но, — продолжал де Голль, — в Третьей Республике были также — как можно это сегодня отрицать? — некоторые пороки функционирования. Поскольку эти пороки не были излечены с самого начала, они привели в конце концов перед войной к своего рода параличу и оказались неожиданно смертельными во время чрезвычайной опасности 1940 г. Эти пороки известны всем, и почти все их признают. Прежде всего в правительстве замечалось некоторое неравновесие, которое придавало исполнительной власти неустойчивый характер, лишавший ее в значительной степени действенности и авторитета. Мы оказались буквально в состоянии перманентного политического кризиса.
С другой стороны, избранная путем непрямого голосования верхняя палата, регулирующая роль которой по отношению к палате, избранной прямым голосованием, была, безусловно, необходимой, располагала правом чрезмерно и бесконечно возражать против решении последней, что в конце концов препятствовало проведению неотложных реформ, в частности в социальной области. Наконец, состояние сомнения и зачастую бессилия, в котором развивалась деятельность исполнительной и законодательной власти, создавало обстановку политического волнения и соперничества между политическими партиями, парламентскими группами или деятелями, при которой забывали об основных интересах страны. Когда началась война, изношенность режима и необходимость преобразования его были для всех очевидны. Но ужасные события, при которых он рухнул, заставили понять всех французов, что если бы родина пережила несчастье, то следовало бы любой ценой принять другую систему, чтобы возродить дух ясности и справедливости, недостаток которого чувствовался и который является свойственным для республики.
Вот почему с 18 июня 1940 г., т. е. с того дня, когда началось французское сопротивление, было провозглашено, что если мы прогоним врага силой оружия, если Франция останется верной чести и борьбе, если родина заранее отвергнет всякое посягательство на се независимость и на се целостность, то целью, к которой следовала бы стремиться, являлись бы также возврат суверенитета народу, торжество принципов, на которых некогда наши отцы основывали права человека и гражданина, победа славного девиза: свобода, равенство и братство; короче — торжество республики. Но одновременно было провозглашено, что республика, которая должна быть восстановлена, будет обновленной республикой, да, Четвертой Республикой!» Далее де Голль сообщил, что во Франции скоро состоятся всеобщие выборы и будет проведен референдум по законопроекту об организации временной государственной власти.
До Голль призвал население Франции голосовать за созыв учредительного собрания и за правительственный законопроект об организации временной государственной власти.
Затем был допрошен свидетель защиты Ульман, который пытался объяснить деяния Квислинга «неуравновешенностью рассудка».
После допроса Ульмана выступил с речью защитник подсудимого Берг.