ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
30.5.2023
Москва
к списку
Речь де Голля по случаю 75-й годовщины Французской республики
ПАРИЖ, 5 сентября. (ТАСС). Как сообщает агентство Франс пресс, генерал де Голль выступил вчера с речью по случаю 75-й годовщины со дня провозглашения республики.

«Через два дня после того, как капитуляция Японии, последовавшая менее чем через четыре месяца за капитуляцией Германии, положила конец огромному конфликту на земле, — сказал де Голль, — мы празднуем сегодня победоносно и свободно годовщину Третьей Республики. Третья Республика! Рожденная после поражения под Седаном и имевшая своей задачей ликвидировать причины, вызвавшие его, и исправить последствия, в течение долгого времени она была полезной для Франции, ласковой к ее детям, даже славной в своей деятельности, и в конце концов она была сметена несправедливой судьбой в период временного поражения 1940 г.!»

Де Голль заявил, что в период Третьей Республики Франция добилась успехов в области как внешней, так и внутренней политики.

«Но, — продолжал де Голль, — в Третьей Республике были также — как можно это сегодня отрицать? — некоторые пороки функционирования. Поскольку эти пороки не были излечены с самого начала, они привели в конце концов перед войной к своего рода параличу и оказались неожиданно смертельными во время чрезвычайной опасности 1940 г. Эти пороки известны всем, и почти все их признают. Прежде всего в правительстве замечалось некоторое неравновесие, которое придавало исполнительной власти неустойчивый характер, лишавший ее в значительной степени действенности и авторитета. Мы оказались буквально в состоянии перманентного политического кризиса.

С другой стороны, избранная путем непрямого голосования верхняя палата, регулирующая роль которой по отношению к палате, избранной прямым голосованием, была, безусловно, необходимой, располагала правом чрезмерно и бесконечно возражать против решении последней, что в конце концов препятствовало проведению неотложных реформ, в частности в социальной области. Наконец, состояние сомнения и зачастую бессилия, в котором развивалась деятельность исполнительной и законодательной власти, создавало обстановку политического волнения и соперничества между политическими партиями, парламентскими группами или деятелями, при которой забывали об основных интересах страны. Когда началась война, изношенность режима и необходимость преобразования его были для всех очевидны. Но ужасные события, при которых он рухнул, заставили понять всех французов, что если бы родина пережила несчастье, то следовало бы любой ценой принять другую систему, чтобы возродить дух ясности и справедливости, недостаток которого чувствовался и который является свойственным для республики.

Вот почему с 18 июня 1940 г., т. е. с того дня, когда началось французское сопротивление, было провозглашено, что если мы прогоним врага силой оружия, если Франция останется верной чести и борьбе, если родина заранее отвергнет всякое посягательство на се независимость и на се целостность, то целью, к которой следовала бы стремиться, являлись бы также возврат суверенитета народу, торжество принципов, на которых некогда наши отцы основывали права человека и гражданина, победа славного девиза: свобода, равенство и братство; короче — торжество республики. Но одновременно было провозглашено, что республика, которая должна быть восстановлена, будет обновленной республикой, да, Четвертой Республикой!» Далее де Голль сообщил, что во Франции скоро состоятся всеобщие выборы и будет проведен референдум по законопроекту об организации временной государственной власти.

До Голль призвал население Франции голосовать за созыв учредительного собрания и за правительственный законопроект об организации временной государственной власти.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны