ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
5.6.2023
Москва
к списку
Южнее пятидесятой параллели
В одну тёмную ночь передовые части наших войск, расположенные вдоль государственной границы на острове Сахалин, перешли в наступление. Первые залпы пушек, первые выстрелы автоматчиков разбудили тишину глухой насторожившейся тайги. Ночь была уже по-осеннему темной, сырой. Ветер Охотского моря швырял в лицо бойцам холодные брызги дождя. Стояла обычная сахалинская погода начала августа. Через две недели головной отряд танкистов и автоматчиков вышел солнечным утром к южной оконечности Сахалина и занял порт Отомари. Более четырёхсот километров отделяют теперь нас от широкой просеки в тайге, обозначающей пятидесятую параллель границу, разделявшую остров на две части. Громадные глыбы бетона на месте взорванных японских дотов возле Котона, обломки мостов, противотанковые рвы и эскарпы, изуродованные японские пушки отмечают, словно вехи, пройдённый нашими войсками путь на юг, к заливу Терпения.

Мы двигались с быстротой, которая исключала возможность подробного ознакомления с территорией, расположенной южнее пятидесятой параллели. Некогда было даже расспросить как следует пленных и жителей, что представляет собой эта земля. День и ночь войска были в пути. Их движение на юг не могли приостановить остатки разбитых японских полков, и только теперь, когда наши войска расположились гарнизонами в запятых городах и посёлках, можно окинуть взглядом весь этот возвращённый родине кусок ее земли от пятидесятой параллели до мыса Тоторо.

Южная часть Сахалина привлекала японцев прежде всего как удобный плацдарм для нападения на Советский Союз, но не меньшее значение для Японии представляли также лесные, угольные и рыбные богатства этой части острова. Климат здесь более благоприятный, чем на севере, для развития сельского хозяйства. Горные хребты тянутся двумя параллельными линиями вдоль восточного и западного берегов острова. Между ним и лежит, узкая Поронайская долина, а еще южнее Тойохарская.

Однако сельским хозяйством в этих плодородных долинах занята только одна четверть населения. Главное внимание японцев было сосредоточено на разработке лесных массивов южного Сахалина. Отсюда они получали 30 процентов всей бумаги, 53 процента древесной массы и около половины всей целлюлозы, производимой в Японии. На южном Сахалине имеются девять крупных бумажных фабрик, множество лесопильных заводов. Зароды по выработке древесного спирта, ацетона, уксусной кислоты и искусственного шелка.

Сахалинская рыба занимала тоже не последнее место в японской экономике. 15 процентов всей добываемой рыбы японцы получали с южного Сахалина. Вдоль берегов острова разбросаны десятки рыбачьих поселков. Когда едешь по берегу от Сикуки до Отомари, едкий запах вяленой рыбы сопровождает вас на всем пути. Большую часть вылавливаемой рыбы японцы перерабатывали в туковые удобрения для рисовых полей, применяя и в рыбной промышленности те же хищнические методы эксплуатации, что и в лесных разработках. Японцы резко истощили запасы рыбы, в особенности самых ценных лососёвых пород (кеты, горбуши).

Стремление японцев поскорее вычерпать из южного Сахалина все его природные богатства сказалось и на необычайно быстром приросте населения. Характерно при этом, что значительная часть переселённых на южный Сахалин японцев состоит из резервистов. Япония деятельно подготавливала на отторгнутой от России земле плацдарм для удара но Дальнему Востоку.

Южная часть Сахалина заселена неравномерно. В приграничных районах деревни и рыбачьи посёлки разбросаны на десятки километров друг от друга. Едешь час, другой от посёлка к посёлку в глухой тайге, но зато дороги как раз в этих местах были в наилучшем состоянии. По этим прочным, удобным дорогам японские войска должны были двинуться на север. Им пришлось двигаться в обратном направлении. Дороги, проложенные в тайге и по болотам, завалены разбитыми повозками и трупами японских солдат и офицеров, отступавших под ударами наших войск.

Южная оконечность острова заселена более плотно. Здесь расположены почти все промышленные предприятия. Железная дорога соединяет города восточного и частично западного побережья. С первого дня вступления наших войск в главный город южного Сахалина Тойохара возобновилось движение поездов.

Вчера в вагоне поезда, вышедшего из Отомари, я возвращался в Тойохару с группой наших офицеров. Поезд шёл по берегу залива Терпения, медленно огибая отроги горного хребта Судзуя. В ярком свете полуденного солнца живописные берега южной части Сахалина казались еще более красивыми. Мы залюбовались расстилающейся перед нами картиной — громадными скалами, нависающими над дорогой, синими водами спокойного залива, укрытого горами, зеленью тополей и берёз. Капитан-танкист, сидевший у окна, сказал:

— Богатый кусок земли вернули мы родине.

САХАЛИН. 5 сентября.
Подготовка текста: Ольга Федяева. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны