ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
22.10.2022
Москва
На полярных станциях
На севере советской страны, от Норвегии до Аляски, раскинулась обширная сеть полярных станций Главного управления Северного морского пути. Полярники ведут научные наблюдения, обслуживают радиосвязью и метеорологическими сводками суда, бороздящие северные воды, и самолеты, летающие в Арктике.

Полярные станции — глаза и уши Арктики. Круглый год по определенной программе ведут они наблюдения над атмосферой, температурой воздуха, морскими течениями и режимом льдов. Ежедневно, по нескольку раз в день, станции передают свои наблюдения Центральному институту прогнозов, где эти сводки используются как исходные данные для составления прогнозов погоды. Результаты наблюдений полярных станций, ни на минуту не прерывавших своей работы в годы Отечественной войны, сослужили большую службу Красной Армии, ее воздушным и морским силам.

Для наиболее полного обслуживания первой послевоенной арктической навигации в этом году в дополнение к существующим было построено 12 новых полярных станций: на острове Визе (в северной части Карского моря), на земле Бунге (Новосибирские острова), косе Двух Пилотов (в районе мыса Шмидта), мысе Болванский Нос (остров Вайгач), на мысе Буорхая (море Лаптевых) и другие.

Сейчас Главное управление Северного морского пути имеет 86 полярных станций, причем самая северная из них расположена в бухте Тихой (Земля Франца Иосифа) под 80° 20’ северной широты, самая южная на мысе Наварине, в Беринговом море, под 62° 16' северной широты, приблизительно на одной параллели с Петрозаводском.

На днях на полярных станциях завершена смена зимовщиков. Личный состав, несший научную вахту в течение всей войны, значительно обновлен. На станции прибыли многие сотни специалистов — метеорологи, аэрологи, магнитологи, гидрологи, радиоработники, механики, работники подсобных профессий — повара, строительные рабочие и другие. Смена обитателей некоторых станций была произведена еще до начала морской навигации, при помощи самолетов. Многие полярники, отдохнув на южных курортах, вновь вернулись в Арктику.

В течение навигации на станции доставлено много живого скота, овощей и плодов. Так как в средней полосе СССР овощи и плоды созревают поздно, — почти к концу арктической навигации, — то ранний картофель. лук, свекла и яблоки были заготовлены на юге, в Краснодарском крае. Запас овощей на полярных станциях рассчитан до следующей навигации.

Техническое и научное оснащение станций в навигацию 1945 года пополнилось новым оборудованием. Началась реконструкция научного и радиооборудования в ряде крупных пунктов — на острове Диксон, в бухте Тикси, на мысе Шмидта. За последнее время увеличилась мощность арктических радиоцентров и радиостанций. Связь стала более четкой и быстрой.

На некоторых станциях (мыс Стерлегова и других) ведется строительство новых зданий — жилых помещений, 5 домов-радиостанций, научных павильонов, теплиц, скотников. Здания изготовляются на материке, на предприятиях Архангельской и Тиксинской строительных контор Главсевморпути, затем в разобранном виде доставляются на судах на место и там монтируются.

Сейчас полярники провожают последние корабли, уходящие на свои базы, и готовятся к встрече долгой полярной ночи.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны