Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
12.11.2019 — Россия
Нефтеналивной конвейер
С диспетчерской вышки видно, как змеятся рельсы, обходя здания депо и стрелочные будки. Приставив руку ко лбу, диспетчер Красюков вглядывается в парк цистерн. Здесь, на станции Баку-II, днем и ночью формируются нефтяные транспорты. Диспетчерский пост расположен у источников непрерывного бензинного потока, направляемого к фронтам отечественной войны.

Красюков мог бы многое рассказать о каждом метре этой пересеченной рельсами площади. Вдали стрелочный пост, где нынешний диспетчер впервые ознакомился с железнодорожными путями. Красюков сцеплял вагоны и платформы, затем из сцепщиков был переведен в составители. Позднее назначили его заведующим маневрами, а сейчас, когда работа станции несравненно выросла и осложнилась, Красюков поставлен на ответственный пост диспетчера, по нефтеналиву.

Состав за составом покидают станцию. Темные цистерны наполнены бензином – бакинские железнодорожники делают все, чтобы удовлетворить нужды фронта.

В станционном парке цистерны или, как их здесь называют «посуда», скопляются разные – из-под масла, мазута, керосина. В такую «посуду» бензина не нальешь, он может потерять свои драгоценные качества. Между тем часто бензиновых цистерн оказывалось недостаточно.

Выход нашла техническая мысль работников железных дорог. Это была та страдная пора, когда на нефтеналивном пункте бессменно дежурили заместитель начальника дороги Джафаров, начальник станции Керимов, его заместитель Шалаев. Был заново перестроен весь технологический режим работы станции.

Нет специальных цистерн под бензин? Не беда! Обыкновенную цистерну из-под мазута сначала промывают водой, керосином, на пропарочной станции в нее нагнетают сжатый воздух и наполняют керосином. Частицы мазута растворяются в керосине. А чтобы ускорить этот процесс, к цистернам прицепляют паровоз и гоняют их по рельсам несколько часов для обкатки. Плещущий керосин очищает стенки «посуды», и она готова для налива бензина.

Однако и это не удовлетворило работников станции. Нельзя ли обойтись без обкатки? Оказалось, что можно. В груженую керосином цистерну опускают шланг и сжатым воздухом производят так называемое бурление. Бурлящая жидкость обмывает стенки в процессе самой перекачки. Три часа, уходившие на путешествие цистерн по станционным путям, сэкономлены.

Нефтеналивной конвейер работает без отказа. Маневренный паровоз подвозит порожние цистерны и тут же направляется обратно за новым составом. Над цистернами опускается хобот наливной эстакады, другой паровоз отводит наполненный бензином состав. Цистерны накапливаются заранее на пристанционных путях и в бездействующих тупиках. Составители, – среди них особенно отличается Баширов, – четко формируют транспорты. А с диспетчерской вышки всеми операциями руководит Красюков, прокладывая на графике движение каждого сформированного состава.

В напряженные дни войны сознание ответственности породило тот дух подлинной коллективности, который обеспечивает на крупнейшей в Союзе нефтеналивной станции большевистский порядок, четкое взаимодействие всех звеньев конвейера.

– Иначе и быть не может, – говорит Красюков. – Мы работаем для фронта!

Баку. (По телефону)
// Известия № 236 (7612) от 5 октября 1941 г.
^