ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
14.12.2022
Москва
Фотообъектив на борту самолёта
Беседа с нач. Главного управления геодезии и картографии при СНК СССР тов. А. Барановым
Аэрофотосъёмка в наши дни — основной метод картографического изучения необъятных пространств Советского Союза. Фотообъектив, установленный на борту само лета, бистро и точно фиксирует на пленке контуры и рельеф земной поверхности на площадях в сотни и тысячи квадратных километров. Горы, вершинами упирающиеся в облака, непроходимые тундры, безводные пустыни — любые места, недоступные для наземных исследований, с помощью аэросъемки наносятся на карты.

Благодаря аэросъемке мы имеем теперь топографические карты таких районов, как Тянь-Шань и Чаткальский хребет, Алтай, дельта реки Лены, Верхоянский и Джугджурский районы Якутии, бассейны Амура, Амгуни, Селемджи, Зеи, Забайкалья, Восточной Сибири, республики Коми. Уже во время войны были проведены аэрофото-, съемка и топографическое исследование пустынь Кара-Кумы, Кызыл-Кумы, Усть-Урт. Аэрофотосъемка широко применяется при составлении карт важных промышленных районов: золотоносных площадей Урала, Сибири, Дальнего Востока, угольного бассейна Воркуты, нефтяных источников Ухты и т. д.

Интересно отметить, что карта дельты Лены, составленная по данным аэрофотосъемки, была первой совершенной картой этого района. До сих пор на протяжении десятилетий гидрографы и геодезисты, проводившие здесь наземные определения, так и не могли точно нанести на карту все бесчисленные протоки этой великой реки и разбросанные между ними острова, испещренные озерами и лагунами.

Благодаря аэрофотосъемке получены топографические карты Верхоянского района Якутии, который еще недавно был сплошным белым пятном.

Для ведения аэрофотосъемки мы располагаем современными скоростными самолетами и новейшей фотоаппаратурой, которая позволяет запечатлевать на одном снимке изображение местности площадью свыше ста квадратных километров. Широко применяются приборы, фиксирующие на снимке высоту полета во время экспозиция. Для обработан материалов аэросъемки используются последние образцы стереофотограмметрической аппаратуры.

Работа летчиков-аэросъемщиков протекает в сложных условиях. Находясь вдали от крупных населенных пунктов, они вынуждены пользоваться примитивными аэродромами — узкими площадками меж скал, просеками, вырубленными в тайге, неровной болотистой тундрой. Летать приходится над безлюдными местностями, где отсутствуют какие бы то ни было воздушные трассы и ориентировка очень затруднена.

При всем этом требуется исключительная, скрупулезная точность пилотирования. Малейшее отклонение самолета от заданного курса может привести к грубым пропускам на снимках, а следовательно, и на будущих картах. Аэросъемка требует идеальной видимости, безоблачной, ясной погоды, которые на Севере — большая редкость. Летчики буквально ловят каждый светлый час.

В системе Главного управления геодезии и картографии выросло немало отличных мастеров аэрофотосъемки. Вот, например, экипаж, состоящий из пилота Б. Э. Илле, штурмана-аэросъемщика В. П. Старостина и бортмеханика А. П. Павлова. Работая в Верхоянском районе, они за короткий период полярного лета засияли площадь в 60 тысяч квадратных километров, вдвое перевыполнив задание.

Пилот А. С. Смирнов, аэросъемшик К. Н. Виноградов и бортмеханик А. С. Иевлев в течение двух месяцев — сентября и октября засняли площадь в 40 тысяч квадратных километров.

Пилот Н. Д. Богомолов и аэросъемщик А. М. Арутюнянц отлично выполнили задание в высокогорных районах Памира, где им приходилось работать на высоте в девять тысяч метров, применяя кислородные приборы.

В 1946 году аэрофотосъемочные работы должны приобрести еще больший размах. Будут полностью закончены съемки на Памире и в Восточном Казахстане. Фотоаппараты наших самолетов запечатлеют новые обширные области Северной Якутии. Большая экспедиция отправится на Кольский полуостров.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны