Черчилль заявил, что английский народ, вступивший в настоящее боевое содружество со своим советским союзником, не отступит ни перед какими жертвами или испытаниями, которых может потребовать это содружество.
Далее Черчилль остановился на просчете Гитлера, выразившемся в том, что он бросил молодежь и взрослое население германской нации на СССР. Советские войска устояли при потерях, которых не могли бы выдержать ни одна другая страна и правительство. Советские войска бесстрашно встретили врага. Как только они подверглись нападению, англичане вступили с ними в братское товарищество и дали торжественное обещание уничтожить гитлеризм и все, что он породил. Гитлер совершил свой второй большой просчет, забыв о зиме, обрушившейся на его плохо обмундированную армию. С наступлением зимы начались храбрые контратаки советских войск. Никто с уверенностью не может сказать, сколько миллионов немцев уже погибло в СССР. Но их «безусловно погибло больше, чем было убито за все 4 года и 4 месяца прошлой войны». (В примечании к изложению речи Черчилля агентство Рейтер отмечает, что, по данным германского военного министерства, опубликованным в 1935 году, количество убитых в прошлой войне немцев составило 2.036.893 человека. В это число входят солдаты, убитые в боях и умершие от ран).
Гитлер выболтал, продолжал Черчилль, что для второй зимы в СССР его армия будет лучше подготовлена, и это признание Гитлером затяжки войны подействовало на немцев так же охлаждающе, как ледяные ветры СССР. Безусловно, советские армии стали сильнее, чем они были в прошлом году, безусловно, они на тяжелом опыте научились бить немцев на поле боя. Безусловно также, что советские войска хорошо оснащены и что их твердость я мужество остаются непоколебимыми.
Великобритания и Соединенные Штаты, заявил Черчилль, также преграждают Гитлеру путь. Английская авиация уже обрушивается на него. Одной из основных особенностей мировой войны в этом году будет английское и, возможно, американское воздушное наступление против Германии. Пришло время использовать увеличивающееся господство Англии в воздухе с тем, чтобы наносить тяжелые и непрекращающиеся удары по внутреннему фронту Германии, который является основной базой гигантского вторжения в СССР. Пришло время дать германскому народу понять всю жестокость его правителей путем уничтожения на его глазах заводов и морских портов, от которых зависят военные усилия Германии. Англия может сбрасывать на Германию во много раз больше тонн взрывчатых веществ, чем Гитлер может сбрасывать на Англию. Эта пропорция будет возрастать в течение всего лета, всей осени и всей зимы. Пусть те, кто обрушил все ужасы на человечество, сейчас на себе почувствуют сокрушительные удары справедливого возмездия. Таким путем немцы могут найти время для размышления и раскаяния и вспомнить о миллионах советских женщин и детей, которых они выгнали в снега на погибель, вспомнить о массовых казнях крестьян и военнопленных, вспомнить, что они проделывали по отношению ко многим древним и славным народам Европы.
Черчилль указал, что поставки танков, самолетов и боеприпасов из Англии и Соединенных Штатов в Советский Союз продолжались в полном об'еме, невзирая на штормы в Заполярье, рыщущие подводные лодки, самолеты и эсминцы противника. До сих пор, несмотря на некоторые потери как транспортов, так и конвоирующих их кораблей, все караваны успешно прокладывали себе путь.
Задавая вопрос, может ли Великобритания сделать еще что-либо для того, чтобы облегчить бремя, которое несет СССР, Черчилль указал, что многие круги требуют вторжения на континент Европы и открытия второго фронта. Черчилль заявил, что он, естественно, не раскроет английских намерений, но что он приветствует воинственный, наступательный дух английской нации, который встречает столь решительную поддержку в США. Наша смелость и мудрость, – сказал Черчилль, – должны соответствовать этим чувствам.
Коснувшись событий на Мадагаскаре, Черчилль заявил, что решение принять меры предосторожности с целью не допустить захвата острова противником было принято 3 месяца назад, а экспедиция, занявшая гавань Диего-Суарес, покинула берега Англии больше двух месяцев тому назад.
В заключение Черчилль заявил, что отныне японцы столкнутся с более упорным сопротивлением на всех своих широко раскинувшихся фронтах, и выразил уверенность, что морская мощь Англии и Америки обуздает японцев, а преобладающая воздушная мощь обеих стран в сочетании с другими военными операциями приведет к победе над Японией. Это произойдет, заявил Черчилль, гораздо скорее, если кое-что произойдет с Гитлером в Европе.