ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
17.5.2023
Москва
Страницы боевой славы

1. «Знамя победы над Берлином водружено!»

Эта картина — лишь часть будущего фильма о завершающем этапе Великой Отечественной войны. В ней отражен стремительный бег грандиозных событий, еще не укладывающихся целиком в нашем сознании. И мы прощаем отрывочность эпизодов, скупость показа великой берлинской битвы, несовершенство монтажа, ибо кадры эти уже принадлежат истории. Они дают нам первое впечатление о том, как выглядело в действительности падение Берлина и подписание акта о капитуляции германских вооруженных сил.

Дымящиеся черные скелеты многоэтажных зданий. Зритель видит грозный шквал штурма Берлина. Тяжелые орудия, которые мы привыкли видеть во время подготовки прорыва стоящими на закрытых огневых позициях далеко от передовой линии, теперь грохочут на берлинских мостовых. Они бьют в упор, сметая всё на пути. Бьют тяжелые танки, бьют самоходки. На улицах германской столицы бушует артиллерийская гроза.

Всё туже и туже стягивается неумолимое кольцо вокруг змеиного гнезда. Вот над рейхстагом взвивается знамя нашей победы. Это не пышное полотнище с бархатными кистями. Это — боевой стяг, почерневший в пороховом дыму, как почернели счастливые лица тех скромных тружеников войны, которые, столпившись после боя на лестнице, взметнули вверх автоматы и кричат «ура». Русское победоносное «ура» оглашает площадь перед зданием рейхстага германской империи.

Враг доживает последние часы. Строй танкистов на берлинской улице слушает первомайский приказ Сталина. Осталась последняя задача: доконать гитлеровцев! Снова скрежещут танки, снова гремят пушки, стрекочут автоматы, пока весь Берлин не покрывается тысячами белых флагов, словно тонущий корабль поднял паруса опасения. И под белым флагом, развевающимся на балконе, жалким скоморошеством выглядит еще недавно гордая надпись по-немецки:. «Капитулировать? Никогда!»

Вот она перед нами, историческая церемония подписания акта безоговорочной капитуляции — час вечной славы Красной Армии и вечного позора германской армии захватчиков и грабителей. Скромный зал в здании военно-инженерного училища в Карлсхорсте. За длинным столом сидит маршал Советского Союза Жуков. Рядом — Главный маршал авиации Теддер, генерал Спаатс, генерал Делатр де Тассиньи... Входят руководители германских вооруженных сил. Быстрыми, мелкими шажками приближается к столу Кейтель. Он выбрасывает руку с фельдмаршальским жезлом вверх прямо перед собой и быстро опускает ее. Трудно понять, что означает этот жалкий жест: то ли вынужденный салют победителям, то ли пародию на привычное приветствие гитлеровцев... Когда же, низко склонившись над листами акта о капитуляции, немецкий фельдмаршал подписывает его, — необычайной, напряженной тишиной пахнуло с экрана. Германия в лице своего генералитета впервые за много лет собственноручно признавала факт своего величайшего в истории поражения!

Киноработники 1-го Белорусского фронта, снимавшие специальный выпуск (режиссер съёмок — лауреат Сталинской премии режиссер Ю. Райзман), запечатлели для современников и потомков волнующую и незабываемую страницу борьбы советского народа с немецкими захватчиками, боевого триумфа Красной Армии.

2. «Вена»

Те же танки и орудия. Тот же дым и пламя. Но в фильме о битве за Вену нет того сурового колорита, каким окрашены берлинские кадры. И это понятно. Ведь борьба шла за освобождение столицы австрийского народа, порабощенного гитлеровцами. Там, в Берлине, вся мощь Красной Армии обрушилась дробящим молотом на упорствующее в сопротивлении гнездо германской агрессии. Здесь советские воины несли свободу чудеснейшему городу Европы, городу музыки и искусства, где замечательные памятники архитектуры сливаются в неповторимые ансамбли площадей, дворцов и парков. Здесь народ встречал освобождение, как радостный праздник.

Операторы 3-го Украинского фронта, не проявив особой оригинальности в съемках боевой части фильма, сумели, однако, ярко показать Вену ликующую, Вену, славящую советскую армию-освободительницу. Перед зрителем проходят замечательные здания и дворцы Вены — собор св. Стефана, ратуша, дом Моцарта, Бельведер, парламент, Шенбрунн. Всюду на улицах и площадях радостные толпы. Люди обнимают советских воинов, машут платками вслед проходящим танкам. Красная Армия принесла мир в столицу Австрии. В парки высыпала детвора. Старики греются на садовых скамейках. Красная Армия вернула Австрии демократический строй. Мы видим! торжественное вступление в парламент членов временного австрийского правительства во главе с доктором Карлом Реннером.

Вена воспрянула после долгих лет рабства. Это сделал советский воин — защитник свободы и культуры народа. Поэтому так трогателен и символичен один из лучших эпизодов фильма. Зеленая аллея знаменитого Венского леса, в котором недавно отгремели бои. Слышится музыка популярного штраусовского вальса «Сказки Венского леса». Звуки всё приближаются, и наконец из-за поворота показывается группа наших бойцов и офицеров — девушки и юноши. Впереди гармонист. Это из-под его пальцев льется пленительная мелодия. А над ними склоняются деревья в цвету. Это — весна свободы. Ее принесла в Европу Красная Армия.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны