Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
24.6.2019 — Россия
Боевая выучка разведчика
Ответственность и сложность разведывательной работы требуют от разведчика высокой боевой выучки. Однако какую бы основательную школу ни прошёл разведчик, этого ещё недостаточно, на этом нельзя успокаиваться. «В военном деле, а тем более в такой войне, как современная война, нельзя стоять на месте. Остановиться в военном деле — значит отстать, А отсталых, как известно, бьют». По отношению к разведке эти слова товарища Сталина особенно верны. Однообразие приемов, скудость тактической мысли, схема и штамп здесь, воистину, смерти подобны. Разведка безоговорочно требует от своих исполнителей неустанного дерзания, исключительной гибкости и предприимчивости, которые возможны только при неослабной, настойчивой учебе в ходе боёв, на опыте войны

Боевое совершенствование разведчика означает, во-первых, совершенствование его воинского мастерства. Мало сказать, что разведчик должен быть хорошим солдатом, — он должен быть первоклассным солдатом! Если для рядового пехотинца, например, достаточно на первых порах основательно изучить один какойлибо вид оружия, то разведчика это не может полностью удовлетворить. Он будет чувствовать себя тем увереннее, действовать тем решительнее и успешнее, чем лучше сможет использовать в случае нужды самое разнообразное оружие. Дело чести каждого разведчика — мастерски овладеть всеми видами вооружения бойцов пехоты, от тесака до пулемёта. Задача командиров — обеспечить необходимые условия для этого. Одновременно следует настойчиво добиваться, чтобы каждый разведчик знал оружие противника и умел применять его. Когда понадобится — мастерски бить врага чем сподручнее, пуская в ход всё, что только можно использовать, — таково одно из правил боевой работы разведчиков. И каждый из них не на словах, а на деле должен быть готов к этому.

Боевое совершенствование разведчика означает, во-вторых, совершенствование навыков и приёмов его разведывательной работы. Один из мастеров нашей войсковой разведки как-то метко определил, что разведчики — это воины без выстрела. Можно разведать противника боем, можно захватить «языка» в результате ожесточённой огневой или рукопашной схватки, но высшее мастерство — выполнить задачу бесшумно, так, чтобы противник ничего не заметил. Что для этого нужно, помимо хорошо разработанного и продуманного плана операции? Нужно, прежде всего, чтобы каждый разведчик был в состоянии обеспечить скрытность своих действий, чтобы он умел превосходно маскироваться и двигаться бесшумно по любой местности — и в открытом поле, и в лесу, где много сушняка, сломанных ветвей и т. д. Нужно, далее, чтобы каждый разведчик был упорен, терпелив и всегда был готов тем или иным приёмом перехитрить, обмануть врага. Как показывает практика, вся эта несложная, по сути, премудрость вполне осваивается повседневным изучением боевого опыта и настойчивой, повседневной тренировкой.

Воспитание у разведчиков навыков военной хитрости требует особого внимания командира. Чем свежее, оригинальнее метод разведки, — тем большие результаты он даст. Как незаметнее просочиться в расположение врага, как вернее разузнать ту или иную его особенность, каким путём обеспечить более успешное решение задачу — эти вопросы всегда должны волновать разведчика, всегда должны быть в центре его внимания. За время войны создан огромный арсенал всяческих приёмов военной хитрости. Надо, чтобы все они были взяты на вооружение. Вместе с тем, нельзя превращать уроки боевого опыта в какой-то катехизис, в какой-то свод законов. Пропагандируя боевой опыт, командир должен добиваться от разведчиков не слепого копирования уже испытанных методов, а их совершенствования применительно к данным конкретным условиям. Неустанно развивать творческую мысль разведчика, обогащая его конкретными знаниями, — вот обязанность командира, вот что позволит пронизать все действия разведки элементами военной хитрости.

Успех всякой разведывательной операции решается мастерством каждого её исполнителя. Здесь больше, чем где бы то ни было, велика роль каждого в отдельности бойца. Поэтому нельзя ограничивать учёбу разведчиков групповыми занятиями. Надо терпеливо и взыскательно, не жалея времени, работать и с каждым разведчиком в отдельности, надо всесторонне учитывать качества и особенности всякого бойца. Это тем обязательнее, что разведчики должны совершенствоваться и по отдельным разновидностям разведывательной работы. Один, например, имеет все данные к тому, чтобы стать отличным лазутчиком, — нужно, следовательно, развивать его способности именно в этом направлении; другой лучше всего показал себя при организации засад, — нужно, следовательно, воспитать его мастером именно этого дела.

Изучение конкретного опыта — первооснова совершенствования. Командир роты младший лейтенант Балыкбаев впервые выслал группу бойцов для разведки населённого пункта. Задача была выполнена успешно. На другой день младший лейтенант Балыкбаев организовал занятие на тему «Разведка населённого пункта». Разведчики поделились своим опытом, а затем и показали, как они действовали. По их примеру осмотр строений произвели потом все остальные красноармейцы. Такие занятия — наиболее плодотворны. Нужно, чтобы каждый разведчик всегда был осведомлён о всех положительных и отрицательных чертах действий своих товарищей. Ничто так не растит людей, как практическое освоение уроков войны.

Настойчивой учёбой в ходе боёв воспитать и закалить в каждом разведчике мастерское умение владеть оружием, дерзость, упорство, острую наблюдательность и способность в любых условиях перехитрить противника!

// Красная звезда № 116 (5487) от 19 мая 1943 г.
Подготовка текста: Анатолий Никифоров. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^