ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
6.5.2023
Москва
Берлин
Берлин возник на путях германской колонизации на восток Европы. Он зародился на месте маленьких славянских деревушек, расположенных в той части заболоченной низины р. Шпрее, где ее можно было перейти по кратчайшему пути. Проходом служили редкие сухие полосы, использовавшиеся в качестве своеобразных «мостков», как бы переброшенных через заболоченные лесные пространства. Возникшие в этих наиболее удобопроходимых местах немецкие селения Келльн и Берлин получили в первой половине XIII века городские права, а в начале XIV века слились, хотя еще и не окончательно, в единый город. Значение нового города возрастало по мере продвижения германских колонизаторов на восток, когда Берлин оказался на удобных для торговли водных путях между Эльбой и Одером, где в X столетии образовалась пограничная германская область («марка») Бранденбург — ядро будущего Прусского государства.

В XVII веке, когда Фридрих Вильгельм фактически объединил Бранденбург и Пруссию. Берлин становится столицей большого государства, превратившегося в начале XVIII столетия в Прусское королевство. Став королем Пруссии, курфюрст Бранденбургский Фридрих III приступил к расширению своем столицы. По дороге на Потсдам возник Доротеенштадт — новый город с улицами, расположенными по обе стороны знаменитого проспекта «Унтер ден Линден». Окончательно объединившись с Келльном в 1709 году, Берлин включает в черту города предместья Ней-Келлтн, Доротеенштадт, Фридрихсштадт и др. В XVIII веке Берлин рос как город военных и чиновников, и население его составляло около 100.000 человек. Быстрое развитие Берлина начинается лишь с основанием германской империи Гогенцоллернов, столицей которой становится главный город Пруссии. В 1865 г. в Берлине, было полмиллиона жителей, двадцать лет спустя количество их достигло 1.300.000 чел., а в начале XX века превысило 2 млн. Население Берлина по переписи 1939 г. достигло 4.339 тыс. человек, и по числу жителей Берлин занял четвертое место в мире, уступая Нью-Йорку, Лондону и Парижу. Разрастаясь, Берлин поглощал примыкавшие к нему пригороды. После включения в него внешних кварталов (1920 г.) он стал одним из крупнейших городов мира и уступает но площади только Большому Лондону. Берлин в новых границах вытянулся на 43 км. с востока на запад и почти на 30 км. с севера на юг. Эта огромная площадь (87.835 га) застроена, только на 15 проц. Остальная часть территории занята не только садами и парками, но также лесами, лугами и полями. Внешний вид города в полной мере отражает пройденный им исторический путь. Берлин — город относительно недавнего происхождения — всецело является детищем эпохи промышленного и финансового капитала, воплощением вкусов разбогатевших буржуа и прусских юнкеров. Это нашло свое выражение в пышном, зачастую безвкусном великолепии зданий, в обилии военных памятников, отражавших империалистические устремления, характерные для господствующих классов германской империи. Промышленные кварталы, первоначально расположенные вдоль Шпрее, перемещаются к северу вдоль рельсовых путей, где Гезундбруннен соединяется с Моабитом и Веддингом. На запад от этих промышленных районов на месте вырубленного леса вырос настоящий заводской город, город электричества — Сименсштадт. К западу от р. Хавель, в Шпандау сосредоточены заводы и фабрики, работающие на военные нужды. На. берегах озера Тегель также вырос целый ряд крупных промышленных предприятий военного значения. Промышленное развитие Берлина на первых порах было в значительной мере обусловлено протекционизмом бранденбургских курфюрстов, а затем прусских королей. Еще так называемый «великий курфюрст» Фридрих Вильгельм (XVII век) усиленно насаждал промышленность в Берлине, привлекая, различными льготами иностранцев, в частности французов-гугенотов, искусных мастеров в разнообразных отраслях производства. С развитием железнодорожного строительства Берлин, ввиду его центрального положения, превратился в крупнейший узел железных дорог, что, в свою очередь, привело к развитию в городе мощной промышленности транспортного машиностроения. Одновременно Берлин становится самым крупным в Германии центром электротехнической промышленности. Берлин занимает первое место в стране и по другой отрасли квалифицированного машиностроения — точной механике и оптике. В, Берлине находятся и крупнейшие предприятия слаботочной промышленности (например, Телефункен), поставляющие для армии радиоаппаратуру. Вся электротехническая промышленность находится в руках двух больших фирм «А. Е. Г.» (Всеобщей компании электричества) и двух соединенных обществ Сименс (Сименс — Гальске и Сименс — Шуккерт). Главный завод старейшей и менее концентрированной «А. Е. Г.», насчитывающий до 40.000 рабочих, находится в старом квартале — Гезундбруннен и производит моторы всех видов; в Геневейде производятся кабели и трансформаторы, в Геннитсдорфе — электровозы и изоляторы, в Моабите — турбины. Заводы «Сименс» сосредоточены в новом месте между Шарлоттенбургом и Шпандау, в «Сименсштадте», настоящем заводском городе, выстроенном в лесу, с населением более 100.000 человек. После прихода Гитлера к власти в Берлине быстро развиваются новые и расширяются старые отрасли военной промышленности. Наибольшей известностью пользуются старые машиностроительные заводы Борзиг, находящиеся в Тегеле, северо-западном заводском районе Берлина. Артиллерийские и танкостроительные заводы Борзиг являлись одним из крупнейших поставщиков военного снаряжения для германской армии. Оружейный завод «Дейче Ваффен Индустри» поставлял армии пулеметы и винтовки, а также производил снаряды и авиабомбы. Эти предприятия вместе с артиллерийским заводом «Индустриверке» (Шпандау) занимают второе место после заводов Круппа в снабжении армии орудиями и стрелковым оружием. Берлин поставлял также в значительных масштабах танки, которые выпускались автозаводом «Даймлер — Бенц», танкостроительным заводом Борзиг, Алькст (Шпандау) и др. Исключительно большое, место в военной промышленности Берлина занимает самолетостроение и моторостроение. Здесь расположены также крупнейшие авиамоторные заводы, как завод «Даймлер — Бенц», авиамоторные заводы «Аргус», «Хейнкель», «Хирт», авиационные заводы «Хеншель», «Арадо» быв. «Цеппелин» и др. В Берлине и его пригородах находится ряд других военных заводов: оружейные заводы Леве, торпедные — Шварцпкопф, патронные — Леве, Гирш, военно-химические и другие заводы. Быстро развивавшееся военное, а также общее машиностроение (станкостроительные и др. заводы) выдвинуло Берлин в число важнейших центров машиностроительной промышленности: по развитию машиностроительной и электротехнической промышленности Берлин уступает только Рейнско-Вестфальскому индустриальному району. Значительное место занимает группа отраслей промышленности, связанная с обслуживанием населения самого города, — пищевая, швейная, кожевенно-обувная, строительная промышленность. Промышленный рост Берлина сопровождался усилением его коммуникации, развитие которых стимулировалось также, столичным положением города. В прошлом особенно большую роль играли водные пути сообщения. Берлин расположен на небольшой судоходной реке Шпрее, вблизи впадения ее в Хавель — правый приток Эльбы. Обе эти реки (Шпрее и Хавель) шлюзованы, а для укорочения пути на многих участках созданы спрямляющие каналы. Ряд каналов соединяет Шпрее и Хавель с Одером. Берлин, таким образом, расположен в центре водных путей, соединяющих его с Гамбургом и другими городами на Эльбе, далее по Средне-Германскому и другим каналам — с Руром, а на востоке — с Верхней Силезией и Штеттином (ближайшим к Берлину балтийским портом). По грузообороту берлинский узел водных путей сообщении уступает только рурскому. Берлин является также крупнейшим железнодорожным узлом с большой пропускной способностью. К Берлину сходятся 15 железнодорожных линий — 11 магистралей и 4 второстепенных линий. С развитием промышленности, водного и железнодорожного транспорта роль Берлина в экономической жизни страны всё колее возрастала. Этому способствовало и сосредоточение здесь крупнейших банков, правлении многих концернов и торговых фирм. Овладев Берлином. Красная Армия лишила Фашистскую Германию важнейшего жизненного центра и крупнейшего арсенала немецкой армии. Но Берлин был не только административным и экономическим центром Германии. Берлин издавна являлся штабом прусской военщины, а позже стал центром германского империализма. Здесь вынашивались идеи захватнических войн, здесь в стенах германского генерального штаба разрабатывались планы безумных военных авантюр, войн за мировую гегемонию германского империализма. Водрузив свей победные знамена над Берлином, Красная Армия поразила мозг и сердце страны, где войны культивировались, как высшая цель национальной политики. Красная Армия вступила в Берлин для того, чтобы никогда больше из этого города не исходила угроза войны миролюбивым народам.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны