Передовицы
Авторские
Стихотворения
Неавторские
Беседа с заместителем наркома путей сообщения СССР генерал-директором движения 2-го ранга Б. П. Бещевым
Производство керосинок и примусов
Сообщения ТАСС
Газета требует ускорить предание суду нацистских заправил, повинных в убийствах австрийских патриотов.
После капитуляции итальянского флота Советское правительство поставило перед правительствами Соединенного королевства и Соединенных Штатов вопрос о передаче Советскому правительству ряда итальянских военных и торговых судов. Советское правительство заявило, что оно вело войну против Италии в союзе с правительством Его Величества и правительством Соединенных Штатов и что советский флот сможет эффективно использовать все переданные ему таким образом суда для ведения войны против основного врага — нацистской Германии. Советское правительство претендовало на один линкор, один крейсер, 8 эсминцев, 8 подводных лодок и на торговые суда общим водоизмещением в 40 тысяч тонн.
Правительства Соединенного королевства и Соединенных Штатов согласились на Тегеранской конференции, что эти суда следует передать в распоряжение советского флота. Однако позже правительство Его Величества указало, что итальянские суда построены для плавания в умеренном климате Средиземного моря и что они не годятся для немедленной службы в суровом климате северных морей, где Советское правительство намеревалось использовать их. Кроме того, следовало учитывать, что итальянский флот ушел из своих портов для того, чтобы присоединиться к союзникам вопреки приказам немцев и что эти корабли подвергались нападениям самолетов и понесли потери в материальной части и в личном составе (был потерян один современный Крупный корабль). Капитуляция этих судов была принята в гавани Мальты адмиралом сэром Эндрью Кэннигхэмом и должна рассматриваться как выдающееся событие в истории военно-морского флота. Присоединение итальянского флота к военно-морским силам союзников было в то время большой помощью для них. Некоторые из этих кораблей несли службу в Средиземном море, как военные корабли, другие — как военные транспорты, и в общем всеми этими судами была проделана большая и ценная работа. Они несли также службу в Индийском океане, а также в патрульных отрядах, ведущих борьбу с нарушителями блокады в Атлантике.
Тогда возник вопрос, как удовлетворить вполне резонное и естественное, требование Советской России? Правительство Его Величества не хотело, чтобы Италия в тот момент была лишена своего флота, являвшегося существенной частью национальной жизни страны, которую мы решили сохранить.
Поэтому мы предложили, -.чтобы требование Советской России предоставить ей ее часть итальянского флота было удовлетворено Соединенными Штатами и Великобританией. В соответствии с этим в дальнейшем было решено, что итальянские суда должны были в настоящее время продолжать служить делу союзников, что они делали исправно и энергично, и что равное число английских или американских военных кораблей и торговых судов должно быть передано советскому флоту на условиях временного займа.
Таким образом, разрешение вопроса о диспозиции итальянского флота откладывается до мирной конференции, которая, как я надеюсь, должна рано или поздно состояться, поскольку вполне естественно, что вслед за войнами должны происходить мирные конференции.
В силу этого были предприняты следующие действия: половина торговых судов и все военные корабли, за исключением американского крейсера «Мильвоки», были предоставлены правительством Его Величества. В числе английских военных кораблей, переданных Советскому Союзу, находились линкор «Ройял соверен», 8 бывших американских эсминцев типа «Таун» и 4 современные подводные лодки. В дальнейшем был передан еще один нестроевой эсминец типа «Таун», который должен был поставлять запасные части. Советские моряки прибыли весной 1944 года в Соединенное Королевство, где они провели несколько недель, проводя подготовительные работы на кораблях с тем, чтобы переправить их из север России. Прибытие этого значительного флота в составе 13 судов в русский порт Мурманск произвело хорошее впечатление на нашего советского союзника, и мною была получена благодарственная телеграмма от самого маршала Сталина. Я чувствую себя обязанным заявить, что беру на себя полную личную ответственность за эту операцию. С тех пор корабли Королевского флота действовали в составе Красного флота. Эсминец «Черчилль» и подводная лодка «Санфиш» были потеряны во время боевых действий; остальные суда будут по-прежнему заимообразно находиться в распоряжении Советского правительства до тех пор, пека между двумя правительствами не будет заключено новое соглашение.
Член палаты Дэвис спросил, «наступит ли такое время, когда будут сведены счеты между двумя флотами, и сможет ли палата общин обсудить этот вопрос?».
Черчилль ответил: Конечно, я считаю вполне возможным, что палата общин обсудит этот вопрос, когда будет представлен следующий военно-морской бюджет, или даже еще раньше; однако это будет новая палата общин. Что же касается сведения счетов, то я считаю, что героический вклад советских армий в дело сокрушения духа германской армии и ее разгрома таков, что нам не следует пытаться противопоставлять ему передачу этих особых судов взаймы.
В ответ на вопрос лейбориста Томаса, не наступило ли время подумать о возврате этих судов английскому флоту для использования их в войне против Японии, Черчилль сказал, что «это не такие суда, которые нам следует использовать в войне против Японии».