ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
2.8.2020
Москва
Быстро готовить квалифицированных рабочих
Твердо, непоколебимо, проявляя чудеса геройства и отваги, сражаются Красная Армия и Флот с врагом всего человечества – германским фашизмом. День ото дня крепнет наш отпор гитлеровским полчищам. Потерявшая голову озверелая фашистская банда все сильнее, все больнее ощущает на своей спине сокрушительные удары советской пехоты, танкистов, артиллеристов, сталинских соколов, славных красных моряков.

С такой же отвагой и доблестью миллионы советских людей работают в тылу.

В дни отечественной войны немало квалифицированных рабочих, колхозников ушло на фронт. Их места заняли жены, сестры, товарищи. Ровно бьется пульс советских заводов, фабрик, совхозов, колхозов. С тем же, а во многих случаях с меньшим числом рабочих наши предприятия дают еще больше продукции, перевыполняя свои планы. Фронт не должен испытывать недостатка ни в чем. Такую задачу поставил перед нами товарищ Сталин. Это хорошо понимают советские люди, горячо любящие свою родину и своим самоотверженным трудом помогающие громить немецко-фашистские орды.

Нынешняя война – это война моторов и резервов – резервов материальных, металлических, нефтяных и людских. Наша мощная индустрия, социалистическое сельское хозяйство, наши гигантские сырьевые ресурсы, наш многомиллионный советский народ – единый, монолитный, крепко сплоченный вокруг партии Ленина–Сталина, – все это вместе составляет такой резерв, такую силу, которая способна разгромить врага.

Чтобы ни один станок, агрегат, ни одно рабочее место в цеху, в забое, у нефтяной скважины, на тракторе и комбайне не пустовали, не стояли без дела, чтобы каждое предприятие полной мерой выпускало продукцию для ведения войны, необходимо, чтобы промышленность пополнялась новыми кадрами. Забота о подготовке квалифицированных рабочих есть по существу забота о высокопроизводительной работе для фронта.

Резервы рабочей силы у нас в стране неисчерпаемы. Громадная армия трудовых резервов подготовляется по сталинскому плану в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах. Промышленность уже получила из этих школ десятки и сотни тысяч хорошо обученных рабочих разнообразных специальностей. Сеть школ ФЗО и ремесленных училищ сейчас расширяется, впитывая в себя все новые и новые тысячи городской и сельской молодежи. Она идет с огромным энтузиазмом овладевать производственными квалификациями, чтобы заменить отцов и братьев, ушедших и готовящихся уйти на фронт бить врагов. Сведения о новом наборе в ремесленные училища показывают, что на каждое вакантное место претендуют двое, трое и больше юношей и девушек – таков трудовой под'ем в стране.

Система подготовки трудовых резервов в нынешней военной обстановке приобретает исключительное значение. Роль этих школ, как одного из основных каналов, питающих нашу промышленность новыми рабочими, намного повышается. Задача органов Управления трудовых резервов, руководителей школ ФЗО и ремесленных училищ – обучать кадры еще лучше, еще быстрее, готовя достойных сынов родины, помня, что массовая подготовка рабочих – ныне одно из важнейших звеньев успешной работы тыла.

Широкий размах приняло движение женщин на производство. Много тысяч женщин пришло теперь на заводы, железные дороги, в шахты, на нефтепромысла. Понятие о «мужских» профессиях совершенно переменилось. На заводы, в шахты идет также большое число молодежи со школьной, вузовской скамьи, из учреждений, из деревень. Большое число служащих либо просто сменило перо на молоток, либо после основной работы изучает вторую производственную специальность

Широкое движение трудящихся на производство следует всячески поощрять. Нетрудно понять всю значимость воспроизводства квалифицированной рабочей силы в условиях военного времени. Условия для решения этой задачи у нас весьма благоприятные. Успех зависит прежде всего от самих руководителей, от наших хозяйственников, инженеров, мастеров.

На предприятия приходят огромные массы трудящихся, горящих желанием доблестно трудиться для блага родины. Их надо быстро вооружить необходимыми знаниями, навыками.

Опыт многих сотен предприятий показывает, как можно быстро, эффективно организовать обучение новых кадров руками самих же рабочих, мастеров, инженеров и техников, как можно благодаря несложным рационализаторским мерам открыть доступ новичкам к сложным профессиям. Форм обучения – у нас богатый арсенал: шефство старых кадровиков над новичками, инструктаж непосредственно на рабочем месте, у станка, стахановские школы, различные курсы и т. д.

На одном из заводов обработку тяжелых снарядов производили только мужчины, а сейчас несложные под'емные приспособления к станкам позволили широко применить женский труд. На других заводах после проведения небольшой автоматизации на сверлильные работы были поставлены подростки, подготовленные к выполнению своих обязанностей в течение самого короткого времени.

Широко организовано, например, производственное обучение на Горьковском автозаводе им. Молотова, где создали целую сеть курсов. Здесь 50 домохозяек изучают профессию шофера, другая группа женщин учится на курсах газосварщиков. Несколько сот женщин заканчивают краткосрочные курсы токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, слесарей-доводчиков, строгальщиков. На Бакинском заводе нефтяного машиностроения им. Шмидта новички прикрепляются к старым кадровым рабочим и в короткий срок становятся неплохими слесарями, токарями и т. д. На Днепропетровском заводе металлургического оборудования организовали дело так, что из многих подсобников быстро подготовили квалифицированных рабочих. На Челябинском тракторном около 100 женщин-служащих уже овладели работой на станках. То, чего добились руководители перечисленных заводов, доступно каждому предприятию.

Важный источник дополнительного числа квалифицированных рабочих – это совмещение профессий. На том же Горьковском автозаводе 600 молодых рабочих завода в свободное от основной работы время овладевают второй профессией. В одном только техническом отделе около 300 девушек изучают производственную профессию, при чем 253 из них уже свободно работают на станках.

Сельскохозяйственное производство также впитывает новые кадры. Ведь немало трактористов пересело на танки, немало комбайнеров, механиков и т. д. взяли в руки винтовки. Их места занимают новые кадры, в частности, деревенские юноши и девушки. Например, в Ленинском районе Московской области на машинно-тракторные станции явились десятки женщин и девушек, пожелавших сесть за руль трактора. Многие из них уже пашут, обрабатывают огороды, другие заканчивают изучение стальных коней. Быстрейшая подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства – одна из неотложных задач земельных органов и руководителей МТС.

Воспроизводство квалифицированных кадров взамен ушедших на фронт – дело, имеющее большое оборонное значение. Тысячи и тысячи патриотов и патриоток нашей родины вливаются на производство. Дело за тем, чтобы каждый новичок в самые сжатые сроки овладевал своей профессией, чтобы ушедшие на фронт получили полноценную замену. Быстрая подготовка новых промышленных и сельскохозяйственных квалифицированных рабочих – важное звено в нашей борьбе за победу над гитлеровской шайкой, в борьбе за честь, свободу, независимость нашей любимой родины.